🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 21 июн 2014

Правда и вымысел о Куликовской битве (ч.2)

Которую вину нашелъ есть на мнѣ князь великий? Чимъ язъ ему виноватъ или отчинѣ его? Язъ к нему ѣхал есмь благословити его, и княгиню его, и дѣти его, и бояръ его, и всю отчину его, и жити ми с нимъ въ своей митрополии, како и моя братия съ отцемъ его и з дѣдомъ, съ князьми великими. А еще с дары честными хотѣлъ есмь дарити. Кладет на мене вины, что былъ есмь в Литвѣ первое.[16] И которое лихо учинилъ есмь, бывъ тамо? Не зазри же ми никтоже, — что иму говорити.
Аще былъ есмь в Литвѣ, много христианъ горькаго пленениа освободилъ есмь. Мнозѣ от невидящихъ Бога познали нами истиннаго Бога и къ православной вѣрѣ святымъ крещениемь пришли. Церкви святыа ставил есмь. Христианьство утвердилъ есмь. Мѣста церковная, запустошена давными лѣты, оправилъ есмь приложити к митрополии всея Руси. Новый Городок литовьскый давно отпал, и яз его оправилъ и десятину доспѣл к митрополии же и села. В Велыньской же земли такоже: колько лѣт стояла Володимерьская епископиа безъ владыки, запустошала; и язъ владыку поставилъ и мѣста исправилъ. Такоже отприснаа села софийская отпала къ князем и к бояромъ, и язъ тых доискываюся. И оправдаю, чтобы по моей смерти было кого Богъ оправдаеть.
Будѣ вамъ свѣдомо, что брату нашему Одеюрѣеви мивропродиву[17] не волно было сласти ни в Велыньскую землю, ни в Литовьскую[18] владыку которого, или звати, или дозрѣти которое дѣло церковное, или поучитити, или посварити на кого, или казнити виноватаго — или владыку, или архимандрита, или игумена — или князя поучити, или боярина. Святительскымъ недозираниемъ которыйждо владыко, не блюдася, по своей воли ходилъ какъ хотѣлъ. А попове и черньци и вси христиане — какъ животина бес пастуха.
Нынѣ же, Божиею помощью, нашим потружаниемъ, оправилося церковное дѣло. И годилося князю великому нас с радостию прияти, занеже в томъ болша ему честь. Язъ потружаюся отпадшая мѣсто приложити к митрополии и хочю укрѣпити, чтобы до вѣка такъ стояло на честь и на величьство митрополии. Князь же великий гадает двоити митрополию. Которое величьство прибудеть ему от гадкы? Хто же ли се пригадываеть ему?
Которая есть моя вина перед княземъ перед великимъ? Надеяся на Бога: не найдеть въ мнѣ вины ниединыя. И аще ли бы вина моя дошла которая, ни годится князем казнити святителевъ: есть у мене патриархъ, болший надъ нами, есть Великий сборъ; и онъ бы тамо послалъ вины моя; и они бы съ исправою мене не казнили. А се нынѣ без вины мене обещестилъ, пограбилъ, заперѣвъ, держалъ голодна и нага, а черньци мои на другомъ мѣстѣ. Слугъ моихъ опрочь мене заточил у ночи. А слугъ моих нагихъ отслати велѣлъ с бещестными словесы. И хто можеть изрещи хулы, ихже на мя изрекли! Се ли въздасть мнѣ князь великий за любовь мою и доброхотѣние?
Слышите же, что глаголеть сборъ святый, иже Перво-вторый именуемый, събравшися въ храмѣ Божии Слова Премудрости, рекше въ Святѣй Софии. Глаголеть бо того сбора святаго правило 3-ее сице: «Аще кто от мирьскых, огосподився и преобидивъ убо божественых и царскыхъ повелѣний, преобидивъ же и страшных церковных обычаевъ и законоположений, дерзнеть святителя кого бити, или запрѣти — или виною, или замысливъ вину. — таковый да будеть проклятъ».
Сицево азъ нынѣ пострадалъ есмь. Сдѣ святый сборъ проклинаеть, аще и вину каковую притворять святителю. Мнѣ же которую вину изнайдоша, запрѣвше мене въ единою клѣти за сторожьми? И ни же до церкви имѣлъ есмь выхода. Потомъ же, смеръкшуся другому дневи, пришедше, изведоша мене, не вѣдящу мнѣ, камо ведуть мене: на убиение ли, или на потопление? А еще бещестнѣйше: мене вѣдуще, и сторожеве, и проклятый Никифоръ воевода — одежами моих слугъ оболчени и на их конихъ и сѣдлѣх ѣхающе.
Слыши небо и земля и вси християне, что створиша над мною христиане!
Что же ли створиша патриаршимъ посломъ, хуляще на патриарха, и на царя, и на сборъ Великий! Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский. И язъ, колика сила, хотѣлъ есмь, чтобы злоба утишилася. Тъ Богъ вѣдаеть, что любилъ есмь от чистаго сердца князя великаго Дмитрия и добра ми было хотѣти ему и до своего живота.
А понеже таковое бещестие възложили на мене и на мое святительство, — от благодати, даныя ми от Пресвятыя и Живоначалныя Троица, по правиломъ святыхъ отець и божественых апостолъ, елици причастни суть моему иманию, и запиранию, и бещестию, и хулению, елици на тотъ свѣтъ свѣщали, дв оудушь отдумени[19] и неблагословении от мене, Киприана, митрополита всея Руси, и прокляти, по правиломъ святыхъ отець!
И хто покусится сию грамоту сжещи или затаити, и тотъ таковъ.
Вы же, честнии старци и игумени, отпишите ми на-борзѣ, да угонит мене ваша грамота на-борзѣ, что мудрьствуете, понеже сдѣ се есмь не благословилъ.
А ко Царюгоруду ѣду оборонитися Богомъ и святымъ патриархомъ и Великимъ сборомъ. И тии на куны надѣются и на фрязы,[20] азъ же на Бога и на свою правду.
Писано же си грамота мною мѣсяца иуня въ 23 день в лѣто 6886, индикта перваго.
Мнѣ же ихъ бещестие болшу честь приложило по всей земли и въ Царигородѣ».

[1] Киприанъ...митрополит всея Руси... — Киприан, южный славянин, возможно, из тырновского боярского рода Цамвлаков, в 50-х гг. XIV в. эмигрировал в Византию, жил на Афоне, сблизился с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином (1354—1355, 1364—1376 гг.), в 1374 г. в качестве патриаршего посла был на Руси, в 1375 г. был поставлен патриархом в митрополиты Киевские и всея Руси. Но этого поставления, как совершенного еще при жизни митрополита Алексея, великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович не признал, и Киприан вынужден был жить не в Москве, куда он стремился, а в подвластном Литве Киеве, владея лишь западной частью своей митрополии. Таким образом, митрополитом «всея Руси» он был в момент написания послания лишь номинально. Β Москву великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в 1381 г., после гибели Мамая, а в 1382 г., после разгрома Москвы Тохтамышем, изгнал, и тот ушел обратно в Киев. Β Москву Киприан вернулся как митрополит, на этот раз окончательно, в 1390 г., после смерти Дмитрия Донского. Умер в 1406 г.
[2] ...игумену Сергию... — Игумен основанного им Свято-Троицкого монастыря преп. Сергий Радонежский.
[3] ...и игумену Феодору... — племянник преп. Сергия Радонежского, основатель Симонова монастыря. Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378—1388 гг.), а Симонов монастырь (был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново)), сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.
[4] «Вси ли уклонишася... быша?» — Пс. 13, 3.
[5] «Удобь есть вельблуду... внити» — Мф. 19, 24; Мр. 10, 25; Лук. 18, 25.
[6] «Мерзостъ запустѣния... святемъ» — Дан. 9, 27; Мф. 24, 15; Мр. 13, 14.
[7] ...яко Симонъ вълъхъвъ мною, Петромъ». — Симон-волхв, согласно новозаветной книге Деяния Апостолов (8, 18—20), предлагал апостолам деньги, чтобы они дали ему власть, какая была у них, ниспосылать Духа Святого, возлагая на кого-либо руки, — на что апостол Петр ответил ему резкой отповедью («Серебро твое да будет в погибель с тобою...»).
[8] ...пoсвятемь Генадии патриархи Новаго Рима... — Геннадий I — патриарх Константинополя в 458—471 гг.
[9] ...въ сборномъ послании Тарасьеви, святѣйшаго патриарха Костянтинаграда... — Тарасий — патриарх Константинополя в 784—806 гг.
[10] ...кпапѣ старѣйшаго Рима Андрѣянови... — Адриан — римский папа в 772—795 гг.
[11] ...перемонатка... — параман, особый плат, который имеет право носить (поверх подрясника во время литургии) только глава поместной церкви (митрополит, патриарх).
[12] ...на митрополицѣ мѣстѣ чернець... и посох в руках? — Имеется в виду Митяй, в монашестве Михаил.
[13] ...брат мой преставилъся... — Имеется в виду митрополит Алексей, умерший 12 февраля 1378 г.
[14] Полтретия лѣта мнѣ в святительствѣ... 14 дний до сего дни... — Киприан был поставлен патриархом Филофеем в митрополиты 2 декабря 1375 г.; в Киев он прибыл, как следует из этих его слов, 9 июня 1376 г.
[15] ...княгини дѣля великой... князю Кашиньскому. — He совсем ясно, кого имеет здесь в виду Киприан. Речь идет, очевидно, не ο жене великого князя московского Дмитрия Ивановича Евдокии, дочери Дмитрия Константиновича Суздальского: мы ничего не знаем ο ее дочери, бывшей замужем за кашинским князем, да и замужем за Дмитрием Ивановичем Евдокия Дмитриевна была только с 1366 г., так что и зятя, по-видимому, иметь еще не могла. Вероятно, Киприан говорит ο великой княгине Марии Александровне, третьей жене дяди Дмитрия Ивановича, великого князя Семена Ивановича Гордого: дочь Семена Ивановича от первого брака (с Августой-Анастасией Гедиминовной) Василиса Семеновна была женой Михаила Васильевича Кашинского, который, следовательно, приходился Марии Александровне зятем. Но к тому времени, когда Киприан стал митрополитом, он уже умер (1373 г.). На ком был женат его сын Василий Михайлович, бывший в момент написания послания Кашинским князем, неизвестно.
[16] Кладет на мене вины, что былъ есмь вЛитвѣ первое. — Великий князь московский Дмитрий Иванович считал Киприана ставленником великого князя литовского Ольгерда, сторонником враждебной ему Литвы.
[17] Одеюрѣви мивропродиву... — Зашифрованы слова «Алексееви митрополиту».
[18] ...ни в Велыньскую землю, ни в Литовьскую... — Митрополиту Алексею, выступавшему в политической борьбе Москвы и Литвы решительным сторонником Москвы, доступ в земли, находящиеся под властью Литвы, практически был закрыт.
[19] ...дв оудушь отдумени... — Тайнопись: «Да будут отлучени». Открыто писать эти слова, направленные против великого князя, русским писцам было, очевидно, страшно.
[20] И тии на куны надѣются и на фрязы... — Эти слова показывают, что Киприан в 1378 г. знал, на какую помощь рассчитывают его противники, сторонники выделения из митрополии «всея Руси» великорусской митрополии. Действительно, в 1380 г. они добились в Константинополе поставления в митрополиты одного из спутников внезапно умершего Митяя, Пимена, именно с помощью взятых у латинян и турок в долг денег и угроз грекам «латинами».

Перевод послания:
«Киприан, милостью Божией митрополит всея Руси, — честному старцу игумену Сергию, и игумену Феодору, и, если есть, другим единомышленникам вашим.
Не утаилось от вас и от всего рода христианского, как обошлись со мной, — как не обходились ни с одним святителем с тех пор, как Русская земля стала. Я, Божиим изволением и избранием великого и святого собора и поставлением вселенского патриарха, поставлен митрополитом на всю Русскую землю, о чем вся вселенная ведает. И ныне поехал было со всем чистосердечием и доброжелательством к князю великому. А он послов ваших разослал, чтобы меня не пропустить, и еще заставил заставы, отряды собрав и воевод перед ними поставив; и какое зло мне сделать, а сверх того и смерти предать нас без милости, — тех научил и приказал. Я же, о его бесчестии и душе больше тревожась, иным путем прошел, на свое чистосердечие надеясь и на свою любовь, какую питал к князю великому, и к его княгине, и к его детям. Он же приставил ко мне мучителя, проклятого Никифора. И осталось ли такое зло, какого тот не причинил мне! Хулы и надругательства, насмешки, грабеж, голод! Меня ночью заточил нагого и голодного. И после той ночи холодной и ныне страдаю. Слуг же моих — сверх многого и злого, что им причинили, отпуская их на клячах разбитых без седел, в одежде из лыка, — из города вывели ограбленных и до сорочки, и до штанов, и до подштанников; и сапог, и шапок не оставили на них!
Неужели не оказалось никого в Москве, кто бы добра пожелал душе князя великого и всей отчине его? «Все ли уклонились вместе и сделались непотребны?»
Князю великому может показаться, что клячи отданы, а того не ведает, что из сорока шести коней ни один не остался
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Аэропорт
В этой игре вам предстоит построить собственный...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play