🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 21 июн 2014

Монгольское крещение Руси (ч.7)

Попало под угрозу и единство Церкви. Князь Литовский Ольгерд, который извлек полезный урок из неудачной аферы с Феодоритом, решил повторить попытку изъятия своих ортодоксальных подданных из Московской юрисдикции. Ольгерд убеждал Царьград назначить Романа в митрополиты для Литвы, обещая взамен принять Ортодоксию и крестить всех литовцев. Роман был поставлен в митрополиты Литовские еще во время пребывания Алексия в Царьграде. Но к этому времени Алексий, к счастью, уже был поставлен на Киевскую кафедру. Он получил под свое начало те же епархии, которые входили в состав Литовской митрополии при Гедимине: Туров, Полоцк и Новогрудок. Роман претендовал на Киев, рассчитывая утвердиться в нем с помощью Ольгерда. В Константинополе все же определили иначе: Алексий сохранил за собой Киев и титул митрополита Киевского и всея Руси.
Роман не оставил попыток выйти за пределы очерченных ему узких рамок Литовской митрополии. Он предпринял попытку явочным порядком утвердиться в Киеве. Однако «не прiяша его кiяне». Но домогательства Романа продолжались. Этому благоприятствовало то, что в 1355 г. в Константинополе императором вместо низложенного Иоанна VI Кантакузена вновь стал Иоанн V Палеолог. Патриарха Филофея сменил Каллист. Роман, надеясь на пересмотр своего статуса, в 1356 г. снова прибыл в Царьград. Был вызван и Алексий. У Алексия была грамота на Киевскую и всея Руси митрополию, поэтому его статус был не оспорим. Но все же Роману удалось оттягать у Алексия епархии Галицко-Волынской земли: Владимирскую, Луцкую, Холмскую, Перемышльскую и Галицкую. Это не удовлетворило Романа. Он уехал из Константинополя обиженный. В 1356 г. Роман самовольно прибыл в Киев и утвердился здесь. Роман совершал здесь богослужения и хиротонии. А когда Ольгерд завоевал Черниговское княжество и подчинил своей власти Брянск, Роман присвоил себе главенство и над Брянско-Черниговской епархией. Ненависть Романа к Алексию была столь велика, что по его наущению литовцами была разорена митрополичья вотчина Алексия – город Алексин на Оке (ныне в Тульской области).
Алексий жаловался на Романа в Константинополь, но особого успеха это не возымело. Когда же Алексий в 1358 г. лично приехал в Киев, он был арестован по приказу Ольгерда, его казна разграблена, а сам первоиерарх едва сумел спастись бегством. По этой причине Алексий более не посещал ортодоксальных епархий на территории Литовского княжества. В 1360 г., Роман предпринял ответный демарш, прибыв в родную Тверь. Тверской епископ Феодор не принял его, хотя Тверские князья, враждебные Москве выказали Роману дружественные чувства. Распря между Алексием и Романом превращалась в продолжительную церковную смуту. Она постепенно приучала русских людей к мысли о возможности разделения единой Русской Церкви и последующего бытия двух независимых друг от друга митрополий – Московской и Литовской. Наконец, в дела Русской Церкви решил вмешаться патриарх Каллист, который послал на Русь двух своих клириков для расследования причин конфликта. Но их помощь не понадобилась: в 1361 г. распря двух иерархов закончилась со смертью Романа.
Алексий продолжает дело возрождения христианской морали на Русской земле, прежде всего среди русского духовенства, начатое его предшественниками (это, впрочем, не увенчалось успехом). Во время его управления Москва окончательно обретает статус христианского центра Северо-Восточной Руси. Митрополиты со времени Феогноста прочно обосновались в Москве. Трудами Алексия за Москвой был окончательно закреплен авторитет нового церковного центра Руси. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что Предстоятель стал, согласно духовной великого князя Симеона Гордого, попечителем его братьев – князей Иоанна Красного и Андрея. По смерти же Иоанна (правил в 1353-1358 г.г.) Алексий становится опекуном малолетнего сына и преемника великого князя – Димитрия Иоанновича, – будущего Донского, героя Куликовской битвы. Это был беспрецедентный случай, когда Предстоятель Русской Церкви стал фактически главой Русского государства.
Алексий основал несколько монастырей. В частности, в Москве: Спасо-Андронников, созданный им по обету в благодарность за спасение от бури на Черном море; Чудов в Кремле; Алексеевский женский, где подвизались родные сестры митрополита. В Серпухове митрополит основал Владычный монастырь. Он занимался также исправлением церковных книг. Еще после Батыева нашествия, когда сгорели библиотеки, возник недостаток в церковной литературе. От такого недостатка богослужебных книг переписка их считалась великим богоугодным делом. Но в книги вкрадывались погрешности. Некоторые архипастыри занимались исправлением этих ошибок. Так, митр. Алексий (1300-1326) исправил Новый Завет по греческому тексту, митр. Киприан (1378-1406) исправил Служебник, Требник и Следованную Псалтирь. Еще ранее митр. Кирилл II, проявляя заботу о церковных книгах, приобрел новый, более совершенный, славянский перевод Кормчей-Номоканона, сделанного через болгарского князя Иакова-Святислава.
В правление Ивана Красного Алексий был главным советником князя, а содействие митрополита было тогда очень важно, вследствие особого благоволения к нему ордынских ханов. В 1357 г. первоиерарх ездил в Орду по просьбе Джанибека, который просил митрополита приехать и исцелить ханшу Тайдулу, больную глазами. Вскоре в Орде произошел переворот. Сын Джанибека Бердибек зарезал отца и 12 своих братьев, захватил власть и стал требовать от русских князей, чтобы они явились в Орду. Князья испугались и стали упрашивать Алексия поехать вместо них. Алексий знал и слабость Орды, слабость Бердибека во власти, а поэтому отверг требование Бердибека и при содействии Тайдулы выхлопотал подтверждение старых льгот.
При малолетнем Димитрие Ивановиче Донском (сыне Ивана Красного) государством управлял 10 лет митр. Алексий. Он помог Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, несмотря на то, что было несколько претендентов на великокняжеский престол. В Нижнем Новгороде восстал Борис Суздальский. Алексий послал туда для умиротворения Сергия Радонежского с повелением закрыть все церкви, чем и заставил Бориса смириться.
Во 2-й половине XIV в. король Польши Казимир III Великий окончательно присоединил к своим владениям Галицию и часть Волыни. Король требовал восстановления Галицкой митрополии, независимой от юрисдикции Алексия. Посылая в Константинополь на поставление в митрополиты Галицкие своего кандидата – Антония, – Казимир в случае невнимания к его пожеланию король обещал перевести всех ортодоксальных галичан в католичество. В 1371 г. Антоний был поставлен митрополитом Галицким. В его юрисдикцию вошли, помимо Галича, епархии Владимиро-Волынская, Перемышльская и Холмская.
Подобный пример, вдохновил Ольгерда Литовского на новые притязания. После новых жалоб Ольгерда на Алексия патриарх прислал в Литовскую Русь для ознакомления с церковными делам иеромонаха Киприана, родом из элинизированных болгар. Его целью было примирение Ольгерда с Алексием. Киприан повел дело так, что сумел убедить Филофея Константинопольского в невозможности мира между Литовским князем и митрополитом Алексием и необходимости ради блага Ортодоксии поставить на Литовскую Русь независимого от Москвы митрополита. Киприан привез из Литвы грамоту, которая содержала новые обвинения в адрес Алексия и угрозу Литовского князя перевести свой народ в католичество в случае отказа греков дать Литовской Руси отдельного митрополита. В конце 1375 г. Киприан был поставлен в митрополиты «Киевские и всея Руси», то есть с тем же титулом, который имел Алексий. При этом в Москву была направлена группа греческих патриарших чиновников для проведения расследования.
Однако в Москве греки не обнаружили фактов, подтверждающих возведенные на Алексия обвинения. Киприан прибыл в Киев и отсюда отправил грамоты в Новгород и Москву, объявляя себя митрополитом всея Руси. Из обоих городов ему ответили достойным образом. Димитрий и Алексий послали в Константинополь свой протест.
Между тем, реальностью стало расчленение Русской Церкви на три независимые митрополии с центрами в Москве, Киеве и Галиче. Наступало время, когда появлялась необходимость обрести независимость от Царьграда. Неблаговидные действия Константинопольской патриархии уже поставили Русскую Церковь в ситуацию, которая могла привести к весьма драматическим последствиям в случае смерти Алексия. Сергий Радонежский, которому Алексий предлагал стать его преемником, решительно отказался. Князь Димитрий исподволь готовил почву для продвижения в митрополиты своего духовника – священника Митяя-Михаила. Впереди уже обрисовывались контуры новой церковной смуты. Она разразилась после кончины Алексия, последовавшей 12 (25) февраля 1378 г.


Начало зависимости от Орды. Даниил и Александр.

События 1237-1240 годов, когда войска Батыя захватили большую часть Руси и разорили две трети русских городов, в столице монгольской империи Каракоруме именовали просто – «Западным походом». Действительно, захваченные Батыем русские земли были тогда весьма скромными трофеями в сравнении с крупнейшими и богатейшими городами Китая, Средней Азии и Персии. Если накануне штурма монголами в 1240 году Киев, остававшийся самым большим городом Руси, насчитывал около 50 тысяч жителей, то захваченная монголами в 1233 году столица расположенной на севере Китая империи Цзинь вмещала 400 тысяч обитателей. Не менее 300 тысяч человек проживало в Самарканде, крупнейшем городе Средней Азии, захваченном Чингисханом в 1220 году. Его внуку Батыю через 17 лет досталась более скромная добыча – по оценкам археологов население Владимира и Рязани составляло от 15 до 25 тысяч человек. Для утешения отметим, что захваченный в 1241 году Батыем главный город Польши, Краков, насчитывал менее 10 тысяч жителей. Не захваченный, но в итоге подчинившийся монголам Новгород тогда населяло порядка 30 тысяч. Население Владимиро-Суздальского княжества оценивается историками максимум в 800 тысяч человек. В целом древнерусские земли в период «батыева нашествия» от Новгорода до Киева, от Владимира-Волынского на западе будущей Малой Руси до Владимира-Залесского в центре будущей Великой Руси, насчитывали порядка 5-7 миллионов обитателей. Для сравнения приведем численность населения других стран, захваченных Чингисханом, его детьми и внуками – государство Хорезмшахов, включавшее Среднюю Азию и современный Иран, населяло около 20 миллионов, а население всего Китая, разделенного тогда на несколько государств и империй (Си-Ся, Цзинь, Сун), последовательно захваченных монголами, уже превышало 100 миллионов. Но русским людям от такой скромности и сравнительной бедности было не легче. В первые годы завоевания монголы, помимо захвата военной добычи в ходе боевых действий, взимали с покоренных земель военную контрибуцию. О десятине «во всем, во князех и в людех и в конех», как требовании монголов в самом начале завоевания, рассказывает Московский летописный свод.
После разорения Руси монголо-татарами и гибели великого владимирского князя Юрия Всеволодовича (1188-1238), старшим в роде остался Ярослав Всеволодович (1190-1246), отец Александра Невского, который преспокойно перебрался во Владимир сразу же после смерти брата, а Киев оставил Михаилу Черниговскому. Очевидно, он ожидал ордынского похода на Киев, у которого не было шанса остановить полчища монголо-татар и потому оставил столицу.
Вернувшись из западного похода в марте 1242 г., Батый в 1243 г. основал столицу своего улуса – Сарай. После этого он вызывает великого князя Ярослава II Всеволодовича Владимиро-Суздальского в Орду и за признание власти Орды вручает ему в ханской ставке в Сарае ярлык на великое княжение на Руси: «Буде ты старее
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Битва танков
Управляй многотонной боевой машиной, участвуй...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play