🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 12 мар 2014

Монгольское крещение Руси (ч.3)

III. Текст источников (ярлыки расположены не в хронологическом порядке).
Ярлыки, сиречь жалованныя грамоты, иже давали, первые Цари Ордынские, и сущии по них вси, святейшим преосвященными Митрополитом Киевским и всея Руссии, легость церковным домом и людем православным.
В лето 6721 (1213) поиде во Орду Петр Митрополит Киевский и всея Руссии, вкупе с великим Князем Михайлом Ярославичем Тферским, обиды ради церковных от лукавых человек судов, и управлений, и пошлин, и уроков, и даней, имений, и стяжаний людей всего причта церковнаго, и о всех десятинах Митрополичьих. Да и того ради, чтоб наперед быти у Царя Немецких послов, и Бискупа Матфея Папы Римскаго; да и того ради понеже тогда Орде Царь Батый умер, а новый Царь Язбяк сел на царство, и вся обновишася от многих царств и от многих великих княжений, и от многих стран вси приходили в Орду к Царем, и ярлыки имали, кождо на свое имя. И вси великие Князя Русские и Митрополиты, и Епископы Русские, Ярлыки имали, кождой на свое имя. Но милостию Божию, Петр Митрополит, во Орде у Царя быль в велицей чести, и отпущен был от Царя в борзе со многою честию и управою, и с ярлыки и с Дефтери; и прииде в свою Митрополию на Русь; и вси православные Христиане сретоша его со многою радостию.

(Варианты: Буквы Г. Г. означают «Собрание Государственных грамот»; буквы С. Л. – «Суздальскую Летопись»; буквы Р. Л. – «Ростовскую»)

Ярлык хана Узбека митрополиту Петру лета 6721 (1213 года) – фальшивый ярлык,
настоящий ярлык был бы датирован 6821 летом, т.е. 1313 годом.

А се Ярлык Язбяка Царя, Петру Митрополиту, всея Руссии чюдотворцу. Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и милостию его многою. Язбяково (Азбяково. Г. Г. и Р. Л.) слово. Всем нашим Князем великим и средним и нижним, и сильным Воеводам и Вельможам, и Князем нашим удельным, и Дорогам славным, и Польским (полчным. Р. Л.) Князем высоким и нижним, и Книжником, Уставодержальником (Книжником и Уставодержальником. Г. Г. и Р. Л.), и учительным людским (Учительным и людским. Р. Л.) Повестником, и Сбирателем и Баскаком, и Послом нашим и Гонцом, и Данщиком, и Писцом, и мимоездящим Послом, и Ловцом нашим, и Сокольником, и Пардусником, и всем людям, высоким и нижним, малым и великим, нашего царства, по всем нашим странам, по всем нашим улусам, где наша, Бога безсмертнаго силою, власть держит и слово наше владеет. Да никто же обидит на Руси соборную церковь Митрополита Петра, и его людей и церковных его; да никто же взимает (Възимают. Р. Л.) ни (ни deest Р. Л.) стяжаний, ни имений (имением. Р. Л.), ни людей (людем. Р. Л.). А знает Петр Митрополит в правду, и право судит, и управляет люди своя в правду, в чем ни будь: и в разбои, и в поличном, и в татьбе, и во всяких делах ведает сам (сам deest Р. Л.) Петр Митрополит един, или кому прикажет. Да вси покорюятся и повинуются Митрополиту, вся его церковный причты, по (но deest Г. Г.) первым изначала законом их, и по первым грамотам нашим, первых Царей великих грамот (Грамотам. Г. Г. и Р. Л.) и Дефтерем. Да не вступаются в церковное и (и deest. Р. Л.) Митрополиче никто же, занеже то Божие все суть (есть все. Р. Л.); а кто вступится а наш ярлык и наше слово преслушает (преступит. Р. Л.), тот есть Богу повинен, и гнев на себя от него приимет, а от нас казнь ему будет смертная. А Митрополит правым путем ходит, да (правым путем ходит да deest, Р. Л.) правым путем пребывает и спешится (тешится. Г. Г. и Р. Л.), да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет (устрояет. Р. Л.) и судит и ведает, или кому повелит таковая деяти (ведати. Р. Л.) и управляти. А нам в то не вступатися ни во что, ни (и. Р. Л.) детям нашим, ни всем нашим Князем нашего царства и всех наших стран, и всех наших улусов; да не вступаются никто же, ни чем, в церковныя и в Митрополичи, ни в волости их (их deest. Р. Л.), и (ни. Г. Г. и Р. Л.) в села их, ни во всякия ловли их, ни в борти их, ни в земли их, ни в улусы (луга. Р. Л.) их, ни в лесы их, ни во ограды (ограды их. Г. Г. грады Р. Л.), ни в волостныя места их, ни винограды их, ни в мельницы их, ни в зимовища их, ни в стада их конныя, ни во всякия скотския стада (стада их. Р. Л.), но (ни в. Р. Л.) вся стяжания и имения их церковныя, и люди их (их deest. Р. Л.), и вся причты их, и вся законы их уложенные старые от начала их — то все ведает Митрополит, или кому прикажет (да прикажет. Р. Л.); да не будет ничто же перечинено, или порушено, или кем изобижено; да пребывает Митрополит в тихом и кротком житии безо всякия голки; да правым сердцем и правою мыслию молит Бога за нас, и за наши жены (и за наши жены deest. Р. Л.), и за наши дети, и за наши племя. И (и deest. Р. Л.) мы бо такоже управляем и жалуем, якоже и прежние Цари Ярлыки, им давали и жаловали их; а мы, по томуж пути, темиж Ярлыки жалуем их, да Бог нас пожалует, заступит (заступит deest. Р. Л.); а мы Божия брежем, и даннаго Богу не взимаем; а кто взимает Божия, и тот будет Богу (Богу deest. Р. Л.) повинен; а гнев Божий на него же будет, а от нас будет казнен смертною казнью; да то видя, и иныя в боязни будут. А поедут наши Баскаки, и Таможники, Данщики, Поборщики, Писцы, – по сим нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило (и уставило deest. Р. Л.), да все будут целы соборные (все соборные. Р. Л.) церкви Митрополичи, ни кем, ни от кого не изобижены вся его люди и вся его стяжания, как ярлык имеет (имеет и Г. Г. и Р. Л.): Архимандриты, и Игумены, и Попы, и вся причты церковныя, ни чем ни кто да не будет изобижен. Дань ли на нас емлют, или иное что ни буди: тамга ли, поплужское ли, ям ли, мыт ли, мостовщина ли, война ли (война ли deest. Р. Л.), ловитва ли коя ни буди наша; или егда на службу нашу с наших улусов повелим рать сбирати, где восхотим воевати, а от соборныя церкви и от (и от deest. Р. Л.) Петра Митрополита ни кто же да (да deest. Р. Л.) не взимает, и от их (всех. Р. Л.) людей и от всего его причта: те бо за нас Бога молят, и нас блюдут, и наше воинство укрепляют; кто бо того и преж нас не ведает, что Бога безсмертнаго силою и волею живут все и воюют? то все ведают. И мы, Богу моляся, по первым (первых. Г. Г. и Р. Л.) же (же deest. Р. Л.) царей грамотам, грамоты им давали жалованныя (жаловалные. Г. Г.), а не изыначивали (изыначиваем. P. Л.) ни в чем. Как то было преж нас, так молвя; и наше слово уставило. По первому пути которая дань наша будет, или запросы наши накинем, или поплужное, или Послы наши будут, или кормы наши и (или Р. Л.) коней наших, или подводы, или корм Послов наших, или наших Цариц, или наших детей, и кто ни есть, и кто ни будь, да не взимают, да не просят ничто же; а что возмут, и они отдадут назад третицею, аще (и аще. Р. Л.) будет взяли за нужду великую; а от нас им будет не кротко, а наше око тихо на них не смотрит. А что будут церковныя люди, ремесленицы кои, или Писцы, или каменные здатели, или древянные (древоделные. Р. Л.), или иные мастеры каковы ни буди, или Ловцы какова лова ни буди, или Сокольницы, а в то наши никто не (да не. Р. Л.) вступаются и на наше дело да (да deest. Р. Л.) не емлют их; и Пардусницы наши, и Ловцы наши, и Сокольницы наши, и Побережницы наши да не вступаются в них, и да не взимают у них (вместо: у них – их. Р. Л.) их (ни у них. Р. Л.) дельных орудий (дельных их орудий. Р. Л.), да не отнимают ничего же, А что закон их, и в законе их церкви, и монастыри, и часовни их, ничем (ничем deest. Р. Л.) да не вредят их, ни хулят (хулят их. Р. Л.); а кто учнет веру хулити или осужати (веру осужати их и хулити. Р. Л.), и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию. А что Попы и Дьяконы их, един хлеб ядят (ядуще. Р. Л.), и во едином дому живут (живуще. Р. Л.), у кого брат или сын, и тем, по томуж пути, наше жалованье (пожалование. Р. Л.); ож (еже. Р. Л.) кто будет от них не выступил, а Митрополиту не служит, а живет тот себе именем поповским, да не отыимается (отъимаетца. Г. Г. отнимается. Р. Л.), но дает дань. А Попы, и Дьяконы, и прнчты церковные пожалованы от нас по перьвой нашей грамоте, и стоят молящеся за нас Богу правым сердцем и правою мыслию; а кто учнет не правым сердцем о нас молитися Богу, то (тот. Г. Г.) грех на нем будет. А кто будет Поп, или Диакон, или Причетник церковный (или церковные. Р. Л.), или Людин (иные люди. P. Л.), кто ни буде, откуду ни есть, Митрополиту похотят служити и о нас Бога молити, что будет о них у Митрополита в мысли, то ведает Митрополит. Так слово наше учинило, и дали есмя Петру Митрополиту грамоту сию крепости ему для, да сию грамоту видяще и слышаще вси людие, и все церкви, и все монастыри, и все причты церковные, да не преслушают его ни в чем, но послушни ему будут, по их закону и по старине, как у них изстари идет. Да пребывает Митрополит правым сердцем, без всякия скорби и без печали, Бога моля о нас и о нашем царстве. А кто вступится в церковное и в Митрополичье, и на того гнев будет Божий, а по нашему великому истязанию (великому наказанию и. Р. Л.) не извинится ничим же, и умрет злою казнью (злою смертною казнью. Р. Л.). Так ярлык дан (наш. Р. Л.). Так молвя, слово наше учинило. Таковою (таковою данною. Р. Л.) крепостию утвердило Заечьего лета, осеньняго (асеняго. Г. Г.) перваго месяца 4 Ветха. На полиих писан (на Полиих писана и дана. Г. Г. на полях писана и дана. Р. Л.) и дан.

Ярлык Тюляка Михаилу от 28 февраля 1379 года.

А се Ярлык Атюляка Царя Михаилу Митрополиту Киевскому и всея Руссии, Безсмертнаго Бога силою и величеством. Из дед и (и deest. Г. Г.) из прадед, от первых Царей и от (от deest. Г. Г.) отец наших, Атюляк Царь слово рек (вместо: Атюляк Царь слово рек – Тютяково слово. С. Л.), Момаевою (Мамаевою. Г. Г.) мыслию дядиною. Ординским и улусным всем и ратным Князем, и Волостным дорогам и Князем, и Писцем, и Таможником, и Побережником, и мимохожим Послом, и Сокольником, и Пардусником, и Бураложником, и Сотником, и Заставщиком, и Лодейником, или кто на каково дело ни пойдет, и многим людем. От первых Царей при (преже. Г. Г.) Чингис Царь, и по нем иные Цари, Азиз и Бердебек, и тии жаловали церковных людей, а они за них молились. И весь чин поповский, и всии церковнии люди, не токмо жаловали их, какова дань ни буди, или какая пошлина, или которые доходы, или заказы (или заказы или служба. Г. Г.), или работы, или сторожа (сторожи. Г. Г.), или кормы, – ино тем церковным людем ни видеши, ни слышати того не надобь, чтоб во упокой Бога молили, и молитву за них воздавали к Богу. Да и по их кто ни будет, все те, обыскав, Ярлыки подавали. И ныне мы, по первом Ярлыком изыскавши, и удумавши, и думав (и думав deest. Г. Г.), не изыначиваем первых Ярлыков, потомуж сего Митрополита Михаила пожаловали есмя. И он, как сядет на своем столе молит Бога за нас и за наше племя в род и род, и молитву воздает. И тако есмя его пожаловали, что не надобь ему, ни его людем, ни всем церковным богомольцам, Попом, и Чернцом, и Бельцом, и их людем, от мала и до велика, ни какова дань, ни которая пошлина, ни корм, ни питие, ни запрос, ни дары, ни почестья не воздают никакова, ни служба, ни работа, ни сторожа, ни которые доходы, ни поминки, ни поклонное, ни выход, ни полетное, ни становое, ни въездное, ни мимоходное на дорозе Послу, ни Басмаку (Баскаку. Г. Г.), ни которому моему пошлиннику; или что церковные домы, воды, земли, огороды, винограды, мельницы, стада конские, скот (скотьи. Г. Г.) и (и deest. Г. Г.) овчии, или что ни буди их, в то ся у них не вступает никто, ни насилья да не творят им никакова; а кто будет взял не ведая, и он отдает безпосудно (безпосулно. Г. Г.). А в церковных домех ни стати никому, не рушити их; а кто ся станет ставити в церковных домех, или рушити их, и те люди от Бога во гресех будут; а нам ся на кого пожалуют те церковные люди, и тот (и то. Г. Г.) от нас не животною казнью казнен будет; а кого наших Послов или Пошлинников убиют церковные люди над своим добром, тому телеватне (телева нет. Г. Г.); а кого наш убиет церковных людей, и тот сам смертию да умрет. И ты Михайло Митрополит возмолвишь, что так есмь пожаловал (пожалован. Г. Г.), да тем домом церковным, или землям, или водам, и в огородех и в виноградех, или надь людми своими что учинишь чрез пошлину, ино то на тобе (на тебе взыщется. С. Л.). Или кто учинит татьбу, или ложь, или иное какое злое дело, а не иметь того смотрити, или слуги твои почнут какову нужу церковным людем твоим (твоим deest. Г. Г.) творити
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (1)

Тема перенесена Lutobor из ВЕЧЕ в ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... (21 июн 2014)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Флибустьеры
Грабь корабли! Побеждай монстров! Создавай уникаль...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play