🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 10 мар 2014

Вторая братоубийственная междоусобица на Руси(ч.1)

После смерти князя Владимира Святославича началась на Руси вторая братоубийственная война. Как повествуют летописи начал ее Святополк, убивший братьев своих князей Бориса и Глеба. Но в действиельости все было совершенно иначе, чем рассказывают школьные учебники.
Дело в том, что Бориса и Глеба убил не Святополк «Окаянный», а Ярослав Окаянный, которого Мудрым назвали историки в XIX веке, а не народ. В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие – польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком.
Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, поскольку варяги составляли дружину Ярослава в Новгороде, а не Святополка в Киеве. И самое главное то, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата – Борис и Глеб – заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников.
Но начнем все по порядку.
Конфликт братьев имел глубокие причины. Обратим внимание на сведения Повести временных лет о сыновьях Владимира:
(980 г.) «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба».
(988 г.) «Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав».
Итак, два ряда имен:
1. Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод, Святополк, Вышеслав, Святослав, Мстислав, Борис и Глеб.
2. Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав.
В первом случае только 10 детей, во втором – 12. В первом не достает Станислава Позвизда и Судислава и почему-то дважды назван Мстислав - невероятно чтобы двух детей одинаковым именем называли, имя дается, чтобы детей не путать. В первом случае по порядку перечислены жены Владимира и дети, а во втором – дети по старшинству. У Владимира были жены с 980 по 989 годы, пока он не женился на Анне Византийской и не отпустил своих жен. Жены могли почти одновременно рожать. Изяслав и Вышеслав могли вовсе быть детьми Ярополка, а не Владимира, но они умерли до смерти Владимира.
Летописец представляет Ярослава старше Святополка. В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет: «Жил же он всех лет 76». Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе. Но Владимир женился на Рогнеде только в 980 году и Ярослав был только 3 сыном, следовательно родиться он мог не раньше 983 года (при условии, что Рогнеда рожала каждый год). Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. В статье года 6524 (1016) сказано: «Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет». В данном случае получается, что Ярослав родился в 988 году, то более соответствует действительности. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим:
«Онъ же рѣче • Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго • аще и отецъ ми умре • то сь ми буди въ отца мъсто». Также в статье года 6496 (988) указывается: «И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове…», – т.е. Святополк был старше Ярослава.
В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.
Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Д. Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В. В. Гинзбург – 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами. К сожалению провести современных исследований не возможно. В XX веке Саркофаг Ярослава вскрывался три раза: в 1936, 1939 и в 1964 годах. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Киевской Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений. Останки киевского времени, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, — явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. Икона была обнаружена в Свято-Троицком соборе (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.
Итак, вернемся к сути конфликта. Ярослав был сыном Рогнеды, которую Владимир взял силой. Все свою жизнь Рогнеда ненавидела Владимира, пыталась даже убить ее (видимо, угрозы Владимира расправиться с сыновьями останавливали Рогнеду от покушений). Тем не менее, мать растила детей в ненависти к отцу. Однако Изяслав умер раньше отца. А Ярослав до времени выказывал покорность, потому отец определил его в Новгород после смерти Вышеслава: «И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани». Вероятно, Вышеслав умер вскоре после 987 года, поэтому время вокняжения в Новгороде не указывается. После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира считался Изяслав, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование (было подозрение на его рождение от Ярополка) – для него был выделен в удел Полоцк. Следующий по старшинству сын, Святополк, однако великий князь по каким-то причинам предпочёл оставить его в Турове. И Владимир в Новгород поставил Ярослава. Вероятно, Владимир не был доволен Святополком и в последние годы жизни приблизил к себе Бориса.
«В год 6521 (1013). Преставилась Малфрида. В то же лето преставилась и Рогнеда, мать Преставился Изяслав, отец Брячислава, сын Владимира. Преставился Всеслав, сын Изяслава, внук Владимира». Понеслась череда странных смертей нязей Полцких, умер, а скорее убит, второй сын Владимира (или Ярополка) Изяслав, возможно все трое: Рогнеда, Изяслав и один из его сыновей Всеслав – были отравлены.
После смерти матери Ярослав поднял мятеж против отца. В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен: «В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: «Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся». Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). Вероятно, Владимир позаботился о конкурентах полоцкой ветви князей. И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.
Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Однако Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, был уже стар и не спешил предпринимать какие-то действия. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время Ярослав не безмятежно правил в Новгороде. Варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи «... начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»
В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле – августе 1015 года.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило Ярослава заключить мир с новгородцами, пообещав заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя: «Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав, и пошел в село Ракомо, сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать: «Мне уже тех не воскресить». И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил.
В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень». Услышав это, печален был Ярослав и об отце, и о братьях, и о дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утер слезы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, – можем за тебя бороться!». И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошел на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: «Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Мстители: Охота началась!
Ожесточенные бои, интересный сюжет, захватывающие...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play