🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 25 янв 2014

Крещение Руси (ч.7).

Много произведений посвящено священномученику, благодаря чему христианам известно про его апостольский подвиг, и про мученическую кончину. Но у истории этой много вопросов. Память преподобного Кукши чтят 27 августа / 9 сентября, а год его кончины у историков разнится. Современные издания относят ее к 1113 или 1115 г., Г. М. Пясецкий – к 1141 г., а «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви», вышедший в 1862 г., вообще сообщает, что Кукша начал проповедь среди идолопоклонников вятичей лишь в 1215 г. Вот и получается у нас разница в 100 лет.
Вятичи – это небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, по мнению более развитых киевлян, вятичи ничем не отличались от дикарей. По свидетельству Нестора Летописца «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены».
Вятичи, проживавшие на территории нынешней Центральной части России, в то время жили на границе Руси с хазарами и половцами в постоянной опасности, удаленные от тогдашних культурных центров: Киева, Новгорода и прочих городов. Значительно отставая в экономическом развитии от других славянских племен, вятичи не привлекали к себе особого внимания Киева. Против вятичей совершались походы, но княжества так такового они не образовали и потому жили довольно вольно, платя налоги Киеву. После Смерти Ярослава Владимировича и Разделения Руси на удельные княжества, власти вовсе стало не до вятичей.
К этому времени игуменом Киево-Печерского монастыря стал преподобный Никон. Этот момент очень важен для установления даты оставления Кукшей обители. Известно, что друг его преподобный Пимен Постник вместе с игуменом Никоном выступили с разоблачением «прельщенного бесом» монаха Никиты Затворника. Нестор летописец, будучи сам участником этих событий, преподобного Кукшу не упоминает, следовательно, к этому времени Кукши в Киеве уже не было, но он был еще жив. Как указано в «Киево-Печерском патерике», земная жизнь св. Кукши оборвалась в один день с жизнью его друга, Пимена Постника. Заметим, что имени ученика и помощника преподобного Кукши Никона «Киево-Печерский патерик», написанный Нестором, не упоминает. Однако черниговцам имя Никона было известно, следовательно, пришедший из далекого Киева Кукша, помощника нашел уже в Чернигове.
2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество, перенесение Святых мощей Мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный собор, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, Ко дню этого торжества в Киев кроме Олега прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и Владыка Феоктист, Епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.
Именно теперь Кукша принял решение взять на себя подвиг Апостольской проповеди христианства среди своих соплеменников. Брянский край служил передовым постом проповеднической деятельности Кукши и опорой для дальнейших успехов христианства в земле вятичей.
Из летописи известно, что Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Таким образом, с достоверностью можно предположить, что первая Евангельская проповедь Кукши началась в пределах нынешнего города Брянска.
На что же надеялся Кукша, покидая братию и верного друга Пимена, отправляясь в земли, населенные людьми лишь союзнически связанными с черниговскими князьями и не подчиняющихся законам княжества? Вятичи, как и все люди, хотели жить в мире, а залогом всякого мира было согласие. Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди Кукши, при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда Святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.
Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие волхвы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих.
Многолетнее пребывание Кукши и ученика его Никона среди вятичей говорит о том, что чувствовали они себя среди этого народа в безопасности. Прежде всего, постольку, поскольку он не оскорблял религиозные убеждения, не осквернял святыни вятичей - нигде не сказано что он свергал идолов, рушил капища, насильно крестил, даже имя оставил свое языческое, а не христианское (Иоанн). Опасность грозила лишь от тех, кто, прельстившись волхвами, ни о себе, ни о своих близких не думали.
Кукша выступил против волхвов опоясанный мечом духовным, а не железным (княжеской дружиной Бориса, Глеба, Ярослава), как это делали ранние христиане, жертвуя собой в странах языческих, ради распространения своего учения. Предсказаниям и магии волхвов он противопоставил христианские чудеса. Так о чудесах и подвигах Кукши в Печерском Патерике свидетельствует Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем Священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном».
Кукша был предан мучению и умерщвлен с учеником своим в пределах города Мценска (Орловская область) неизвестными лицами. Сама мученическая смерть может осветить нам многое. Известно, что страшную кончину друга своего прозрел преподобный Пимен Постник, о чем он и возгласил посреди соборной церкви: «Брат наш, Кукша, в сей день на рассвете убиен был от неверных». Не толпа оголтелых язычников накинулась белым днем на пришедшего к ним проповедника, растерзав его в порыве преданности язычеству. Убийцы пришли к преподобному Кукше и Никону ночью тайно. И смерть их была не мгновенной, а претерпели они многие мучения. В завершении изуверы отсекли Кукше голову, что вообще странно для Руси. Само ночное глумление, делало его соучастниками темные силы, скрывающиеся от солнечного, то есть божественного света. Еще недавно бытовавшее выражение «тать ночной» обозначало не столько само преступление сколько его характер. Известно и то, что всякий славянин не бросил бы тело покойного, обрекая себя и потомство на мщение души покойного. Не говоря уже о простом законе гостеприимства: убийство одиноких и беззащитных странников делало поселение уязвимым не только от гнева своих богов и демонов, но и открывало его для таинственных сил извне. Если виновники и были язычники, то верили они в какое-то свое неизвестное другим язычество. Данный вывод свидетельствует о том, что убийство Кукши, является политическим убийством. Кукша происходил из княжеской отрасли вятичей, т.е. он был вероятным, пусть маловероятным, но все же вероятным кандидатом на княжение, кто-то сильно испугался его нарастающего влияния. Прежде всего, это волхвы, а также знатные вятичи, которые не желали видеть князем христианина.
Однако есть и другой вариант… Обратим внимание: страшную кончину друга своего прозрел преподобный Пимен Постник, о чем он и возгласил посреди соборной церкви: «Брат наш, Кукша, в сей день на рассвете убиен был от неверных»…. Каким образом Пимен прозрел? Он знал о готовящемся убийстве! И сразу же находясь в Лавре обвинил язычников, т.е. вятичей. Что еще более странно, что в тот же день смерть постигла и самого Пимена Постника в тиши Киево-Печерского монастыря в окружении братии. У современной прокуратуры могло бы возникнуть множество вопросов. Убитый ночью Кукша, мог вовсе не быть убитым язычниками, а скорее наоборот, христианами, которых должно было быть какое-то количество в столице вятичей Мценске. Голова Кукши была отрублена, как некогда была отрублена голова Иоанна Крестителя. Кто-то из христиан убил Кукшу именно так чтобы создать образ мученика. Деятельность Кукши была невыгодна, прежде всего, Киеву. В краткие сроки из слаборазвитой стороны, вятичи могли объединиться в крупнейшее княжество со столицей в Мценсе или Брянске, затем оно могло без труда присоединить северянский Курск, а затем устремиться на Рязань, Муром, Ростов и Ярославль, сопротивлявшиеся добровольно-принудительной христианизации, став фактически самостоятельной от Киева Северо-восточной Русью. Киев это прекрасно понимал и не желал допустить, также это было не выгодно Чернигову, поскольку вятичи подчинялись северянам, чьими были Курск и Рязань, а также Муром … Неслучайно гроза половцев, Владимир Мономах в поучении детям вспоминал как великий подвиг поход с дружиной на вятичей.
Как же люди, среди которых жил священномученик, отнеслись к содеянному, и был ли напрасен подвиг преподобного? Что сделалось с мощами Святого Никона остается неизвестным (что только добавляет странности в эту историю). А тело Святого Кукши, по его завещанию (еще и завещание написать успел!), из Мценска было перенесено в город Брянск, а затем по реке Десне доставлено в Киев, где и доныне нетленные мощи его почивают в нетлении в Ближних пещерах Антониевых Киево-Печерской Лавры, среди прочих основателей обители. Значит, кто-то заботливо перевез их по неспокойным русским дорогам, из лесов близ Мценска в далекий Киев (т.е. вятичи совершенно не препятствовали, а скорее всего, наоборот помогали, опасаясь мести души проповедника и своего сородича!).

Таким образом, христианство, вопреки пропаганде церковных историков и попов далеко не сразу утвердилось на Руси. После смерти детей Владимира христианство было вытеснено из Северо-Восточной Руси. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно той же традиционной церковной истории, продолжалось до XII века. Последующие попытки привести население в лоно Церкви увенчались успехом только в период с XIII-XV вв.
Именно медлительность распространения христианства на Руси в первую очередь свидетельствует не в пользу насильственного крещения. Посмотрим данные о городищах, их строительстве и масштабах. По сравнению с X веком, их количество в XI веке возрастает в разы, а в XIII веке в десятки раз. Кто мог их строить, коль гражданская война шла, коль убивали восточных славян? Греки и хазары?
Ноязычники ошибочно полагают, будто Церковь при поддержке князей получила практически неограниченную власть, что дало ей возможность установить свою диктатуру. Однако все было иначе, в действительности, Церковь в Древней Руси была вынуждена подчиняться народу и выполнять требования народа. Вот как это было….
Известно немало случаев, когда рядовые новгородцы распоряжались должностью архиепископа. Так, в 1150 году из Киева пришел архиепископ Нифонт, и «ради быша людье Новегороде» (НПЛ. Новгородская первая летопись. М.; Л., 1950. С. 28. Далее – НПЛ). Но уже в 1156 году «собрася весь град людии, изволиша себе епископь поставити мужа богом избрана Аркадия; и шедше весь народ, пояша и из монастыря
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Братва
Здесь все по понятиям: отчаянные перестрелки...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play