🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 26 сен 2013

Зарождение казачества (ч.4)

«Гребенская летопись» упоминает, что перед Куликовской битвой в 1380 г. донские казаки поднесли великому князю Димитрию икону-хоругвь Донской Богородицы. «Там, в верховьях Дона, – говорится в летописи, – народ христианский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе его (Димитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Ссылки на этот текст имеются также у историка казачества А.А.Гордеева. Автор «Истории о донских казаках» А.И.Ригельман приводит упоминание Краткой Московской летописи о том, что «перед сражением Московского великого князя Димитрия Ивановича с Мамаем поднесена ему донскими казаками икона Донская». Согласно предисловию от 1692 г. к вкладной книге Донского монастыря, этот образ в 1380 г. донские казаки преподнесли князю Димитрию перед самым началом Куликовского сражения. С тех пор все ортодоксальные христиане почитают Донскую икону Божией Матери, как защитницу Отечества.
После одержанной над Мамаем победы 8 сентября 1380 года великий князь Московский Дмитрий Иванович, ставший уже Донским, отдал распоряжение о погребении павших на поле брани и счете живых (захоронения продолжались восемь дней). Вместе с донскими казаками, которые содействовали разгрому Мамаева войска, он отбыл вниз по Дону. Казаки пригласили князя посетить их станицы.
Таково одно из важнейших упоминаний о казаках в древних источниках. Гребенская летопись, показывает, что в XIV веке, донские казаки, жители городов Червлёного Яра на реках Дону, Воронеже, Вороне, Савале, Хопре, Медведице существовали и никакого запустения этих мест не было. Об этом красноречиво свидетельствуют и летописи, и грамоты русских церковных деятелей, митрополитов Феогноста, Алексия и др.
Профессор В.П. Загоровский считал, что обретя волю после распада Орды, казаки выполняли те же задачи по охране рубежей и строго несли сторожевую службу, но теперь охраняли не северо-западные рубежи Орды, а юго-воточные рубежи Руси, получая от царей «донской отпуск» - деньги, порох, свинец, продовольствие, обмундирование. По его мнению «донской отпуск» русский царь стал платить донским казакам лишь с 1614 года.
Однако Гребенская летопись указывала, что еще с 1380 года Дмитрий Донской стал платить донским казакам «донской отпуск» за охрану южных рубежей. Различные исторические условия прерывали этот отпуск, но остается фактом, что и после построения воронежской крепости «отпуск» отвозили в низовье Дона с 1585 года. Казаки достойно оправдывали затраты на подарки для себя, при Иване Грозном они участвовали во взятии Казани, затем, не дожидаясь подхода московской рати, овладели Астраханью. В 1569 году Османская империя организовала Астраханский поход, в котором приняли участие 70 тысяч крымских татар и 18 тысяч турок им противостояли всего лишь 5 тысяч казаков (большая часть войска Донского в тот период участвовала в Ливонской войне). Турки планировали построить Волго-Донской канал, чтобы отправить флот к Астрахани, но казаки постоянными налетами препятствовали строительству. Осознав бесперспективность такого проекта, турки бросили строительство и организовали сухопутный поход на Астрахань. Казаки подобно скифам подожгли степь, засыпали ручьи. В итоге в турецком войске вспыхнула эпидемия, и с огромными потерями они вернулись в Азов. Потери же казаков были незначительными.
Даже если в Гребенской летописи содержится всего лишь легенда (официально Донская икона считается созданной в 1392-95 гг.), она показывает, что казаки не без оснований считали, что уже в XIV веке казачество существовало как войсковая самоорганизация, выполнявшая функции пограничных дружин.

Но на этом рассказ о зарождении казачества был бы не полным. Как известно казаки были не только бойцами конного и пешего боя, но и морскими бойцами, как и варяги. Как у русов живших в степях несколько столетий смогли сохраниться навыки судостроения и морского боя? Ответ заключается в том, что в XIV–XV веках в казаки перешли ушкуйники...
Ушкуйник – вольный человек, входивший в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (в Российском государстве XIV-XV вв.). Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках – в Новгородской и Вятской землях XIV-XV веках члены вооружённых дружин, формировавшихся для захвата земель на Севере и торговых экспедиций на Волгу и Каму.
Общепринятая теория об ушкуйниках (повольниках) опирается на версию Руси о разбойничих набегах, известную также у варягов и викингов. Однако существует иное мнение, которое всячески оспаривается частью историков. Оно связано с защитой Новгородских земель ушкуйниками. К такому выводу можно прийти, если обратить внимание на летописные тексты о походе ушкуйников на шведов и ливонцев. Именно ушкуйники вынуждают шведов подписать мирный Ориховецкий договор. А это прерогатива посадского войска и посадника Ногорода Великого. По рекам и морям новгородские молодцы двигались на судах – ушкуях, за что и получили прозвище «ушкуйники». Некоторые лингвисты, например, Макс Фасмер, считают, что слово «ушкуй» произошло от древневепского слова «лодка». Но более вероятно, что суда были названы по имени полярного медведя – ушкуя. Кстати, название «ошкуй» полярный медведь было у поморов ещё в XIX веке. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит и то, что норманны называли свои боевые суда «морскими волками». На высоком носу ушкуя красовалась резная голова медведя.
Ушкуй – используемое на Руси парусно-гребное судно XI-XV вв. Происходит от названия реки Оскуй – правого притока Волхова у Новгорода, где новгородцы строили лодки называемые ими «оскуй», или «ушкуй». Изготавливались в двух вариантах: для сплава по реке и для моря. Длина ушкуя составляла 12-14 метров, ширина 2,5 метра. Высота борта около 1 метра и осадка до 60 см. Вместимость до 30 человек. В морском варианте использовался косой парус и по обоим концам корпуса судна делались трюмы. Речной ушкуй имел прямой парус и полностью открытую палубу без трюмов. В обоих вариантах вместо руля использовалось кормовое весло.
Принимая во внимание близкое соседство и активные контакты Новгорода (и Северо-Западной Руси в целом) с варяжскими и норманскими землями и племенами, определённая часть жителей региона могла проявлять достаточно распространённый по тем временам подобный стиль поведения. Появление их относят к XI в. В 1088 г. болгары камские, как сообщает летопись, взяли Муром. Татищев на основании бывших у него списков делает заключение, которое принимает и Соловьёв, что болгары мстили русским за разбои по Оке и Волге, вредившие болгарской торговле. Можно указать и более ранние факты, свидетельствующие о существовании ушкуйников в начале XI века в «сердце» ушкуйничества, в Новгороде – например поход новгородских ушкуйников в Югру, до 1032 г. В других регионах Руси ушкуйничество не достигало таких размеров, как в Новгороде, где появилось и самое название ушкуйники. Большие вольности, меньшие сдерживающие элементы демократической новгородской власти, постоянная борьба партий – всё это порождало в Новгороде особый класс, который не приписывался к какой-либо общине (как этого требовали новгородские установления для гражданской полноправности). Власти стремились освободиться от подобных буйных элементов населения и указывали им дело – расширять пределы Новгорода; землевладельцы и промышленники пользовались ими как защитниками своих интересов от иностранной экспансии; чаще всего, ушкуйники совершали свои походы на свой страх и риск. Не раз московское войско подходило к Новгороду, вынуждая новгородцев платить огромную дань. Тем не менее, несмотря на шантаж московских князей, ушкуйники продолжали свои походы...
Летописные книги неоднократно отмечали походы ушкуйников.
1181 год. Взятие черемисского города Кокшарова (ныне Котельнич Кировской области).
1318 год. Ладьи и ушкуи прошли в Або-Аландские шхеры и по «Полной реке» (Аурайоки) поднялись до города Або (ныне город Турку) – тогдашней столицы Финляндии. Был захвачен церковный налог Ватикана, собиравшийся в течение 5 лет. Как сказано в летописи, «приидоша в Новгород вси здорови» (автор летописи – Военный историк Широкорад, Александр Борисович).
1320 и 1323 гг. Ушкуйники нанесли удары по норвежцам (в качестве ответной меры), разорив область Финнмарк и Холугаланд. Норвежские правители обратились за помощью к папскому престолу. Аналогичное воздействие на шведов заставило ускорить подписание последними компромиссного Ореховецкого мира с Новгородом. Войны шведов за земли Великого Новгорода на время прекратились.
1349 год. Последовал морской поход ушкуйников на провинцию Халогаланд, в ходе которого был взят сильно укрепленный замок Бьаркей. Это был ответный поход на вторжение шведского короля Магнуса в Новгородские земли (1348) и 1349 года. Поход короля Магнуса стал последним из «крестовых походов» шведских рыцарей на земли Великого Новгорода. Затем свыше 100 лет на севере Руси не было серьезных военных действий. Ушкуйники же обратили свои взоры на юго-восток, на Золотую Орду.
1360 год. Ушкуйники, проплыв вниз по Волге, совершили набег на ордынский город Жукотин (недалеко от современного Чистополя) на р. Каме и перебили татар. Это деяние встретило всяческое одобрение Дионисия Суздальского, который всю жизнь проповедовал поход «на нечестивых агарян». Хан Хызр потребовал от Дмитрия Суздальского, как великого князя, поимки и выдачи этих ушкуйников. По решению князей суздальского, нижегородского и костромского в Костроме бояре подпоили вернувшихся из похода ушкуйников, связали их и переслали в Орду. Взятые на Руси пленные проданы в Орде.
1363 год. Поход в Западную Сибирь, на реку Обь, под начальством воевод Александра Абакуновича и Степана Ляпы.
1366 год. Новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакунович громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Хан Золотой Орды обратился с приказом к своему подданному московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Дмитрий шлет грозную грамоту в Новгород. Бояре Новгорода отвечают отпиской: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман».
1369 год. Походы по р. Волге и Каме.
1369-1370 г.г. Ушкуйники взяли Кострому и Ярославль. Эти набеги состоялись в связи с враждою Новгорода с тверским князем, который посадил своих наместников в Костроме и новгородском пригороде Бежецком-Верху.
1398-1399 года – Воевали за Северной Двиной.
1370 год. Походы по реке Волге.
1374 год. Поход на 90 ушкуях. Третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай – столицу Золотой Орды.; часть ушкуйников спустилась к югу, другая пошла на восток; В этот год ушкуйники основали г. Хлынов (Вятка);
1375 год. Под начальством Прокопа ушкуйники числом из 1500 нападавших разбили пятитысячную рать костромского воеводы Плещеева и захватили Кострому, где отдыхали некоторое время. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге. По традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай-Берке. Правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай-Берке была взята штурмом и разграблена. С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых налетов.
1391 год. Поход на Жукотин. «Новгородци и устюжане и прочий съвокупившеся выидоша в насадех и в ушкеех рекою Вяткою на низ».
1409 год. Воевода Анфал провёл рейд более чем из 250 ушкуев по Волге и Каме.
1436 год. В устье Которосли сорок ушкуйников-вятчан сумели
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (6)

Тема перенесена Lutobor из ВЕЧЕ в ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... (30 сен 2013)
(S)
Комментарий скрыт
Гербернштейн зафиксировал слова казака. В Хлынове ушкуйники были, а ушкуйники с Новгорода :)
(S)
Комментарий скрыт
А.И. Ригельман
полностью согласился с точкой зрения В.Н.
Татищева. Он отмечал, что сами казаки считают себя потомками черкесов, кто же их “москалями” назовет, то отвечали: “Я не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе”. Они знали что среди их предков были горцы и тюрки, а не только ушкуйники и другие русы :)
(S)
Комментарий скрыт
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Флибустьеры
Грабь корабли! Побеждай монстров! Создавай уникаль...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play