ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Тем не менее, несмотря на наличие монет Чингисхана в нумизматических коллекциях, перевод надписей на монетах Чингисхана остается спорным. Владельцы монет уверены, что на них написано «Чингисхан», скептики, наоборот, обращают внимание на правильность перевода и, обоснованно, замечают, что варианты перевода отличаются друг от друга, и титула Чингисхан на большинстве этих монет нет, а отнесены они к его правлению, только на основании надписи «Каган», что может быть и не связано с правлением Чингисхана.
Медный джитал 1221 г. отпечатанный в Гурзувале (Афганистан) имеет надписи: «Al MALIN» (король) и надпись из Корана, что в переводе означает «Нет Господа кроме Аллаха Мухаммеда, посланника Аллаха».
Медная монета Чингисхана из коллекции монгольского нумизмата Ч. Энхбата, отчеканенная в городе Газне в 1206–1227 гг. с выгравированными на ней арабскими буквами, означающими «Великий хан» демонстрировалась в Национальном историческом музее. Перевод с другой монеты на аверсе: «Предводитель верных» – обычная надпись для халифов, но не для Чингисхана, который не был мусульманином. На реверсе: «Справедливый верховный хан Чингисхан».
Серебренная дирхема 1220 г. весом 3.1 гр., найденная в Газне (Пакистан), содержит арабские надписи, которые переведены как: «Его Высочество Великий хан (Khan)», с другой стороны монеты – «Повелитель правоверных». Khan написано по-арабски и отождествлено переводчиками с именем Чингисхана. Другой вариант перевода будет звучать так: «Каган Великий император Надир лидер правоверных».
Обобщающих научных работ по надписям на монетах Чингисхана пока не выполнено. Публикуемые варианты переводов с одних и тех же монет разительно отличаются друг от друга. Видимо поэтому в монгольском каталоге монет, изданном в Улан-Баторе в 2002 г. комментарий по переводу надписей этих монет выполнен весьма сдержанно, и имя Чингисхана на этих монетах связывается с надписью Khan предположительно.
Итак, в современных собраниях известны следующие монеты Чингисхана, чеканившиеся в покоренном Хорезме – золотой динар, серебряные и посеребренные медные дирхемы с именем Чингисхана. Есть два вида золотых динаров Чингисхана – из Газни и Бухары. Данные пусть даже и единичные находки монгольских монет никак не могут свидетельствовать, в пользу не существования Монгольской империи.
ИзТОРЫки возражают на приведенные факты нумизматики следующим образом:
1) Нет монет на монгольском, Чингисхан был обязан чеканить монеты только на монгольском языке, с четкой надписью «Великий сотрясатель вселенной Чингисхан (Темуджин), Монголия, 1 тугрик» с портретом Чингисхана! Этих монет должно быть очень-очень много, в Монголии копни землю и найдешь целый мешок имперских монет!
2) Монголы не могли чеканить монеты на арабском и китайском, не могли и все, это же абсурд! Монгол – монгольская монета!
3) Почему на монетах Чингисхана из Средней Азии выгравирована арабской вязью калима (мусульманский символ религии)? Почему Чингисхан назван «эмир ал-муминин» – «Повелителем правоверных», а не «Владыкой мусульманских трусливых собак и грязных свиней»? ИзТОРЫки выражают сомнение в наличии надписи «повелитель правоверных» для веротерпимого Чингисхана, который никогда не был мусульманином, ссылаясь на слова Джувейни: «Чингисхан не был приверженцем никакой религии и не следовал никакому исповеданию, он не проявлял нетерпимости и предпочтения одной религии другой, он с почтением взирал на мусульман, так миловал и христиан и идолопоклонников». ИзТОРЫки задаются вопросом: кто ошибается – авторитетный историк Джувейни, или нумизматы с переводом: «Верховный хан Чингисхан – Предводитель правоверных», которая относится к халифу ан-Насиру Лидинилла́ху?
4) Почему на монетах одновременно присутствуют имена двух разных правителей, наряду с титулом Чингисхан содержится имя багдадского халифа ан-Насира правящего в Багдаде (1180–1225 гг.), т.е. в те же годы когда Чингисхан совершал свои военные походы по Средней Азии? Распространенное объяснение нумизматов сводится к тому, что имя халифа ан-Насира (1180–1225) не может быть датирующим признаком, оно помещалось на монетах как при жизни халифа, так и после его смерти. Следовательно, эти монеты не имеют никакого отношения к монгольскому Чингисхану. ИзТОРЫки считают сомнительным утверждение о традиции ставить на монетах имя ан-Насира, связанной с необходимостью своеобразного «освящения» монет для правоверных мусульман, при Чингисхане.
На возражения ИзТОРЫков приведем логические аргументы.
1) Империя Чингисхана просуществовала очень не долго. Раздробленность империи привела и к окончательной раздробленности денежной системы. Монеты эпохи империи переплавлялись, потому археологам остается лишь искать клады, либо случайно утерянные монголами во время походов или местными жителями монеты. Клады очень редки, а поиск единичной монеты в бескрайних степях и лесах это как поиск иголки в стоге сена.
2) Приведем в качестве примера Российскую Империю, на монетах для Польши имелись польские легенды и польские номиналы, на финских – финские, на молдавских – молдавские, на грузинских – грузинские и т.д.
3) А почему Чингисхан, захвативший мусульманскую Среднюю Азию не мог назвать себя «Повелителем правоверных» на монетах для этих самых правоверных? чтоб не оскорбить ненароком буддистом или тенгрианцев? Формулировка про ислам и пророка – ни к чему лично Чингисхана не обязывала. Она обязывала жителей покорённых территорий идти за «предводителем правоверных», и только. Это обычный приём. Так что ИзТОРЫками притянут за уши Джувейни с веротерпимостью Чингисхана.
4) Имя халифа ан-Насира на среднеазиатских монетах – такая же дань традиции, как и все мусульманские надписи, поэтому оно присутствует и на монетах Чингисхана. Оно неоднократно встречается на монетах, чеканенных в различных районах Монгольской империи. Это была обычная практика того времени. Начнем с того, что имя халифа наносили на монеты все другие исламские страны, хоть и не входящие в тогдашний халифат, как духовного владыку мусульман. Вот описание монет Караханидов из труда А.М.Камышева «Введение в нумизматику Кыргызстана», Бишкек, 2008 г.:
«На лицевой стороне мусульманских монет того времени обычно помещался мусульманский символ религии (калима) типа «Нет бога, кроме Аллаха единого, нет сотоварища ему» или «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха», по кругу – выпускные сведения по формуле «Во имя Аллаха бит этот фельс (дирхем, динар)» с наименованием монетного двора и датой выпуска. В круговой легенде на реверсе часто помещались фрагменты разных сур Корана, а в центре – вторая часть калимы «Мухаммад – посланник Аллаха», имя халифа – наместника Бога, объединявшего духовную и светскую власть на земле, имя верховного хакана – правителя области, где чеканилась монета, иногда еще имена и титулы вассалов и других лиц, причастных к монетному производству».
Так, например, в начале XIII в. в Средней Азии существовало могущественное государство Хорезмшаха Мухаммеда. Будучи мусульманином, государь не мог не считаться с халифом – главой всех мусульман, повелителем правоверных. Обычно хорезмшах вместе со своим именем помещал на своих монетах и имя халифа ан-Насира, даже когда халиф стал стратегическим противником хорезмшаха Мухаммеда, которому захватить Багдад не позволило только монгольское вторжение. Но на некоторых типах монет имя халифа ан-Насира отсутствует. Оказалось, что это связывалось с обострением разногласий между Мухаммедом и халифатом, с разрывом ан-Насира и Мухаммеда. Этот разрыв отношений привел в некоторых случаях к военным столкновениям. Выпускать монету без имени халифа! На такую дерзость мог решиться только очень сильный правитель. В Монгольской империи подобное произошло лишь при Угедее – вместо имени халифа на монеты были помещены суры Корана.
Со временем однако имя ан-Насира вернулось на монеты. Почему?
Имя покойного халифа Насира известно на монетах не только Чагатаидов, но и Джучидов. Хотя джучидских монет такого рода меньше, чем чагатаидских. Когда мусульманин Берке помещает на своих монетах имя почитаемого мусульманами халифа Насира или благочестивое изречение – это вполне понятно, это в рамках его политики исламизации государства. Но почему на чагатаидских монетах Средней Азии мы читаем символ ислама, имя халифа Насира, коранические изречения и благочестивые восклицания, это требует особого рассмотрения.
Монголы, в том числе и чагатаидские ханы, не только не были мусульманами, но подчас при всей их веротерпимости ислам был у них в меньшей чести, чем другие религии. Мусульмане встречали упорных врагов среди представителей христианства и буддизма. Сын Чингисхана, Чагатай, особо покровительствовал христианам, так что даже сложилась легенда, переданная Марко Поло, будто он сам принял христианство. Мусульманская же религия вызывала у Чагатая недовольство якобы тем, что некоторые правила шариата оказались несовместимы с монгольской ясой. А позднейшие мусульманские писатели приписывают Чагатаю даже прямую и непримиримую вражду к исламу. Между тем именно при нем на бухарских и самаркандских монетах мы читаем символ веры, имя халифа Насира и т.д.
Каким же образом разрешается это противоречие между чисто «мусульманскими» по содержанию надписей монет Средней Азии рассматриваемого периода и в большинстве случаев враждебном отношении монголов к исламу и всему, с ним связанному?
Это противоречие находит великолепное объяснение в особенностях устройства Чагатаилского улуса, в характере организации его управления.
Монголы, учинившие в Средней Азии колоссальный погром, уничтожившие огромное количество материальных средств и производительных сил, разрушившие множество городов и поселений, ирригационные системы, угнавшие в полон ремесленников и т.д., не разрушили, однако, основ административно-политического строя, сложившегося в предыдущие времена. Политические и экономические привилегии представителей господствующего класса Средней Азии были сохранены. Особенно ярко это сказалось в том, что многими областями Средней Азии в XIII в. по-прежнему управляли местные князья – малики.
При всех междоусобицах среди Чингизидов в Средней Азии, Чагатай и его наследники, имеющие право на часть общих доходов с культурных земледельческих областей Средней Азии, сами сбором основных податей и налогов не занимались и, конечно, не получали доходов от монетного дела в качестве самостоятельной статьи. Последнее входило в задачу наместников, назначаемых для этого монголами. Экономическими вопросами ведали хорезмийские купцы, т.е. Чагатаидским государством фактически управляла династия купцов-наместников, монголы же непосредственно в дела не вмешивались. Именно в силу того, что в монетное дело они не вмешивались, все монеты Средней Азии после Чингисхана оказались анонимными – имена монгольских государей Средней Азии на них не проставлялись.
Невмешательство монголов в управление Средней Азией и «равнодушие» к монетному чекану как к одному из важнейших символов власти и определили типовые особенности среднеазиатских монет первых трех этапов (после Чингисхана): наличие то в откровенной, то в скрытой форме легенд «мусульманского» содержания и отсутствие имен чагатаидских правителей. Чагатаидам был безразличен вид монет, обращавшихся в Средней Азии, а для местного населения привычное следование давно сложившимся и понятным типам было своего рода гарантией их законности.
Таким образом, монеты сохранили привычное содержание (почитаемый халиф Насир, калема и т.д.), т.к. монгольским правителям это было безынтересно, пусть хоть Папа Римский будет на монете лишь бы вовремя и в заданных объемах поставляли ресурсы
Псевдоисторики и их последователи
Медный джитал 1221 г. отпечатанный в Гурзувале (Афганистан) имеет надписи: «Al MALIN» (король) и надпись из Корана, что в переводе означает «Нет Господа кроме Аллаха Мухаммеда, посланника Аллаха».
Медная монета Чингисхана из коллекции монгольского нумизмата Ч. Энхбата, отчеканенная в городе Газне в 1206–1227 гг. с выгравированными на ней арабскими буквами, означающими «Великий хан» демонстрировалась в Национальном историческом музее. Перевод с другой монеты на аверсе: «Предводитель верных» – обычная надпись для халифов, но не для Чингисхана, который не был мусульманином. На реверсе: «Справедливый верховный хан Чингисхан».
Серебренная дирхема 1220 г. весом 3.1 гр., найденная в Газне (Пакистан), содержит арабские надписи, которые переведены как: «Его Высочество Великий хан (Khan)», с другой стороны монеты – «Повелитель правоверных». Khan написано по-арабски и отождествлено переводчиками с именем Чингисхана. Другой вариант перевода будет звучать так: «Каган Великий император Надир лидер правоверных».
Обобщающих научных работ по надписям на монетах Чингисхана пока не выполнено. Публикуемые варианты переводов с одних и тех же монет разительно отличаются друг от друга. Видимо поэтому в монгольском каталоге монет, изданном в Улан-Баторе в 2002 г. комментарий по переводу надписей этих монет выполнен весьма сдержанно, и имя Чингисхана на этих монетах связывается с надписью Khan предположительно.
Итак, в современных собраниях известны следующие монеты Чингисхана, чеканившиеся в покоренном Хорезме – золотой динар, серебряные и посеребренные медные дирхемы с именем Чингисхана. Есть два вида золотых динаров Чингисхана – из Газни и Бухары. Данные пусть даже и единичные находки монгольских монет никак не могут свидетельствовать, в пользу не существования Монгольской империи.
ИзТОРЫки возражают на приведенные факты нумизматики следующим образом:
1) Нет монет на монгольском, Чингисхан был обязан чеканить монеты только на монгольском языке, с четкой надписью «Великий сотрясатель вселенной Чингисхан (Темуджин), Монголия, 1 тугрик» с портретом Чингисхана! Этих монет должно быть очень-очень много, в Монголии копни землю и найдешь целый мешок имперских монет!
2) Монголы не могли чеканить монеты на арабском и китайском, не могли и все, это же абсурд! Монгол – монгольская монета!
3) Почему на монетах Чингисхана из Средней Азии выгравирована арабской вязью калима (мусульманский символ религии)? Почему Чингисхан назван «эмир ал-муминин» – «Повелителем правоверных», а не «Владыкой мусульманских трусливых собак и грязных свиней»? ИзТОРЫки выражают сомнение в наличии надписи «повелитель правоверных» для веротерпимого Чингисхана, который никогда не был мусульманином, ссылаясь на слова Джувейни: «Чингисхан не был приверженцем никакой религии и не следовал никакому исповеданию, он не проявлял нетерпимости и предпочтения одной религии другой, он с почтением взирал на мусульман, так миловал и христиан и идолопоклонников». ИзТОРЫки задаются вопросом: кто ошибается – авторитетный историк Джувейни, или нумизматы с переводом: «Верховный хан Чингисхан – Предводитель правоверных», которая относится к халифу ан-Насиру Лидинилла́ху?
4) Почему на монетах одновременно присутствуют имена двух разных правителей, наряду с титулом Чингисхан содержится имя багдадского халифа ан-Насира правящего в Багдаде (1180–1225 гг.), т.е. в те же годы когда Чингисхан совершал свои военные походы по Средней Азии? Распространенное объяснение нумизматов сводится к тому, что имя халифа ан-Насира (1180–1225) не может быть датирующим признаком, оно помещалось на монетах как при жизни халифа, так и после его смерти. Следовательно, эти монеты не имеют никакого отношения к монгольскому Чингисхану. ИзТОРЫки считают сомнительным утверждение о традиции ставить на монетах имя ан-Насира, связанной с необходимостью своеобразного «освящения» монет для правоверных мусульман, при Чингисхане.
На возражения ИзТОРЫков приведем логические аргументы.
1) Империя Чингисхана просуществовала очень не долго. Раздробленность империи привела и к окончательной раздробленности денежной системы. Монеты эпохи империи переплавлялись, потому археологам остается лишь искать клады, либо случайно утерянные монголами во время походов или местными жителями монеты. Клады очень редки, а поиск единичной монеты в бескрайних степях и лесах это как поиск иголки в стоге сена.
2) Приведем в качестве примера Российскую Империю, на монетах для Польши имелись польские легенды и польские номиналы, на финских – финские, на молдавских – молдавские, на грузинских – грузинские и т.д.
3) А почему Чингисхан, захвативший мусульманскую Среднюю Азию не мог назвать себя «Повелителем правоверных» на монетах для этих самых правоверных? чтоб не оскорбить ненароком буддистом или тенгрианцев? Формулировка про ислам и пророка – ни к чему лично Чингисхана не обязывала. Она обязывала жителей покорённых территорий идти за «предводителем правоверных», и только. Это обычный приём. Так что ИзТОРЫками притянут за уши Джувейни с веротерпимостью Чингисхана.
4) Имя халифа ан-Насира на среднеазиатских монетах – такая же дань традиции, как и все мусульманские надписи, поэтому оно присутствует и на монетах Чингисхана. Оно неоднократно встречается на монетах, чеканенных в различных районах Монгольской империи. Это была обычная практика того времени. Начнем с того, что имя халифа наносили на монеты все другие исламские страны, хоть и не входящие в тогдашний халифат, как духовного владыку мусульман. Вот описание монет Караханидов из труда А.М.Камышева «Введение в нумизматику Кыргызстана», Бишкек, 2008 г.:
«На лицевой стороне мусульманских монет того времени обычно помещался мусульманский символ религии (калима) типа «Нет бога, кроме Аллаха единого, нет сотоварища ему» или «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха», по кругу – выпускные сведения по формуле «Во имя Аллаха бит этот фельс (дирхем, динар)» с наименованием монетного двора и датой выпуска. В круговой легенде на реверсе часто помещались фрагменты разных сур Корана, а в центре – вторая часть калимы «Мухаммад – посланник Аллаха», имя халифа – наместника Бога, объединявшего духовную и светскую власть на земле, имя верховного хакана – правителя области, где чеканилась монета, иногда еще имена и титулы вассалов и других лиц, причастных к монетному производству».
Так, например, в начале XIII в. в Средней Азии существовало могущественное государство Хорезмшаха Мухаммеда. Будучи мусульманином, государь не мог не считаться с халифом – главой всех мусульман, повелителем правоверных. Обычно хорезмшах вместе со своим именем помещал на своих монетах и имя халифа ан-Насира, даже когда халиф стал стратегическим противником хорезмшаха Мухаммеда, которому захватить Багдад не позволило только монгольское вторжение. Но на некоторых типах монет имя халифа ан-Насира отсутствует. Оказалось, что это связывалось с обострением разногласий между Мухаммедом и халифатом, с разрывом ан-Насира и Мухаммеда. Этот разрыв отношений привел в некоторых случаях к военным столкновениям. Выпускать монету без имени халифа! На такую дерзость мог решиться только очень сильный правитель. В Монгольской империи подобное произошло лишь при Угедее – вместо имени халифа на монеты были помещены суры Корана.
Со временем однако имя ан-Насира вернулось на монеты. Почему?
Имя покойного халифа Насира известно на монетах не только Чагатаидов, но и Джучидов. Хотя джучидских монет такого рода меньше, чем чагатаидских. Когда мусульманин Берке помещает на своих монетах имя почитаемого мусульманами халифа Насира или благочестивое изречение – это вполне понятно, это в рамках его политики исламизации государства. Но почему на чагатаидских монетах Средней Азии мы читаем символ ислама, имя халифа Насира, коранические изречения и благочестивые восклицания, это требует особого рассмотрения.
Монголы, в том числе и чагатаидские ханы, не только не были мусульманами, но подчас при всей их веротерпимости ислам был у них в меньшей чести, чем другие религии. Мусульмане встречали упорных врагов среди представителей христианства и буддизма. Сын Чингисхана, Чагатай, особо покровительствовал христианам, так что даже сложилась легенда, переданная Марко Поло, будто он сам принял христианство. Мусульманская же религия вызывала у Чагатая недовольство якобы тем, что некоторые правила шариата оказались несовместимы с монгольской ясой. А позднейшие мусульманские писатели приписывают Чагатаю даже прямую и непримиримую вражду к исламу. Между тем именно при нем на бухарских и самаркандских монетах мы читаем символ веры, имя халифа Насира и т.д.
Каким же образом разрешается это противоречие между чисто «мусульманскими» по содержанию надписей монет Средней Азии рассматриваемого периода и в большинстве случаев враждебном отношении монголов к исламу и всему, с ним связанному?
Это противоречие находит великолепное объяснение в особенностях устройства Чагатаилского улуса, в характере организации его управления.
Монголы, учинившие в Средней Азии колоссальный погром, уничтожившие огромное количество материальных средств и производительных сил, разрушившие множество городов и поселений, ирригационные системы, угнавшие в полон ремесленников и т.д., не разрушили, однако, основ административно-политического строя, сложившегося в предыдущие времена. Политические и экономические привилегии представителей господствующего класса Средней Азии были сохранены. Особенно ярко это сказалось в том, что многими областями Средней Азии в XIII в. по-прежнему управляли местные князья – малики.
При всех междоусобицах среди Чингизидов в Средней Азии, Чагатай и его наследники, имеющие право на часть общих доходов с культурных земледельческих областей Средней Азии, сами сбором основных податей и налогов не занимались и, конечно, не получали доходов от монетного дела в качестве самостоятельной статьи. Последнее входило в задачу наместников, назначаемых для этого монголами. Экономическими вопросами ведали хорезмийские купцы, т.е. Чагатаидским государством фактически управляла династия купцов-наместников, монголы же непосредственно в дела не вмешивались. Именно в силу того, что в монетное дело они не вмешивались, все монеты Средней Азии после Чингисхана оказались анонимными – имена монгольских государей Средней Азии на них не проставлялись.
Невмешательство монголов в управление Средней Азией и «равнодушие» к монетному чекану как к одному из важнейших символов власти и определили типовые особенности среднеазиатских монет первых трех этапов (после Чингисхана): наличие то в откровенной, то в скрытой форме легенд «мусульманского» содержания и отсутствие имен чагатаидских правителей. Чагатаидам был безразличен вид монет, обращавшихся в Средней Азии, а для местного населения привычное следование давно сложившимся и понятным типам было своего рода гарантией их законности.
Таким образом, монеты сохранили привычное содержание (почитаемый халиф Насир, калема и т.д.), т.к. монгольским правителям это было безынтересно, пусть хоть Папа Римский будет на монете лишь бы вовремя и в заданных объемах поставляли ресурсы
Псевдоисторики и их последователи
Навигация (1/3): далее >
0 0 0
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Интерны
Увлекательная игра в больничку