🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 25 июн 2013

Крещение Руси (ч.2).

II. Проясним хронологию.
Согласно монаху Иакову, автора «Жития Владимира», более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.
«… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».
По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир (встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн аль-Атир и Ибн аль-Афир) также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:
«Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.»
Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.
Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем, царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».
Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира:
«Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».
При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа.
Запутанную историю рассказывает армянский историк Стефан Таронский (Асохик) о сватовстве к Анне (986) одного из болгарских князей:
«В том же году царь Василий отправил его [митрополита Севастии] в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за её царя. Император в сопровождении митрополита отправил какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в страну Булхаров, узнали кто она, и потому осудили митрополита как прелюбодея и обманщика; цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломой».
Асохик сообщил об этом случае, прежде всего, чтобы отметить возмездие, постигшее севастийского митрополита, который притеснял армянских священнослужителей, болгарские дела его интересовали меньше. Историки сомневаются в согласии Василия II породниться через брак с вождём страны, недавно восставшей против византийского владычества. Тем более странен подобный брак на фоне неудачного похода Василия на болгар в том же (986) году.
Теперь вновь вернемся к более надежному и вразумительному источнику, который мы привели в самом начале — отрывок летописной записи, попавший в древнейшую редакцию Жития Владимира. Там о князе говорится: «На другое лето к порогом ходи по крещении; на третье лето взят Корсунь; на четвертое лето церковь камену святые богородици [Десятинную] заложи; на пятое лето Переяслав заложи, на девятое лето блаженный князь Владимир, христолюбивый, церкви святые богородици вдаде десятину от имения своего». Из Жития узнаем, что «по святом крещении поживе блаженной князь Владимир 28 лет». Владимир умер в 1015 году. Стало быть, согласно Житию, крещение князя произошло не в 988, а в 987 году. Заслуживают пристального внимания и другие хронологические указатели Жития. Последовавшие после крещения взятие Корсуня «на третье лето», закладка Десятинной церкви «на четвертое лето», учреждение церковной десятины «на девятое лето» ведут к 986 году, если учесть, что, по летописи, первое событие произошло в 988 году, второе — в 989 году, а третье — в 996 году. Крещение Владимира к 986 году относит и арабский автор Ибн-аль-Атира.
А. В. Назаренко полагает, что на деле у Асохика речь идёт о подмене невесты киевского князя Владимира, который по «Житию» монаха Иакова в 988 году ходил на днепровские пороги, возможно как раз для встречи Анны. Если действительно подмена имела место, это могло дать основание князю двинуться на Корсунь и захватить её на следующий год.
Обратим внимание, Варда Фока 15 августа, либо 14 сентября 987 года открыто взбунтовался против Василия II, а 13 апреля 989 года в сражении у Абидоса Василий II разбил мятежные войска узурпатора. Следовательно, переговоры Василия и Владимира проходили на протяжении 988 года (не позднее осени) и Владимир никак не мог в этом году штурмовать Корсунь. В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город.
Повесть временных лет датирует поход весной — летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.
Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6 до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью-зимой 988-89 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года.
Итак, на основании отечественных и зарубежных источников, сопоставлении данных Льва Дьякона, монаха Иакова, автора «Жития Владимира», а также арабских и других источников, приведенных выше, можно реконструировать следующую, конечно же гипотетическую, картину. Князь Владимир крестился не в 988, а где-то на рубеже 986-87 гг. (скорее всего осенью 986 г.) в Киеве (поскольку взял Корсунь на 3-й год после крещения). К Владимиру-христианину за военной помощью обращается византийский император Василий II, положение которого близко к критическому вследствие мятежа Варды Фоки. Князь Владимир в обмен на услугу потребовал выдачи за него сестры императора — царевны Анны. Чтобы понять цену этой уступки, необходимо вспомнить, что незадолго перед тем было отказано императору Оттону Великому, сватавшему за сына дочь императора Романа II: «Неслыханная вещь, чтобы порфирородная, то есть дочь рожденного в пурпуре, рожденная в пурпуре, вступала в брак с варваром». Василий медлил с выдачей невесты, и только осенью 988 года выдал сестру крещеному Владимиру (выждал до последнего, поскольку переговоры начались гораздо раньше, осенью (не раньше октября) 987 гг., когда восстание Варды было только в самом разгаре). Однако Василий выдал Владимиру не царевну, а двойника. Владимир выполнил обещание, отправил дружину на помощь Василию, и только когда корпус русских ратников прибыл в Константинополь, каким-то неизвестным образом Владимиру стало известно о подмене царевны. Разгневанный Владимир в качестве раскрещивания сжег митрополита и в разгар войны с Вардой Фокой осадил Корсунь. Лишь после взятия Корсуни (Херсонеса) и угрозы овладеть Царьградом, вынудил греков исполнить обещанное. Настоящую Анну выдали Владимиру, и он женился осенью-весной 989-90 гг. Таким образом, Крещение Руси состоялось только в 990 году, точнее началось 28 (15) июля 990 г.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении ортодоксального христианства на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».
Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.
Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. У них не было детей мужского пола. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Ход Крещения.

Крещение Руси современные язычники представляют следующим образом... Приняв крещение, князь Владимир Святославович отдал указ (неоязычникам не известно что между принятием христианства Владимиров и Крещением Руси прошло 3 года) всему некрещеному населению Киева выйти на следующий день на берег реки Почайны для свершения обряда крещения: «Если кто не придет завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий или раб, — будет мне врагом.
Так на следующий день состоялось массовое крещение киевлян-язычников.
Киевский митрополит Иларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:
…никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью.
Историки сообщают, что «собранных людей загоняли в реку и над ними поп Анастас (Анастас предал свой город и помог Владимиру захватить Херсонес, за что Владимир поручил ему крестить Русь и поставил во главе Десятинной церкви) с помощью корсунского клира совершал обряд крещения. Это было драматическое зрелище. Над загнанными в воду людьми на греческом языке провозглашались непонятные заклинания (хотя очень вероятно, что корсунские священники проводили службу на славянском языке). После этого их выпускали на берег уже как христиан!». Таким способом поп Анастас обращал в новую религию население Киева, Новгорода, Суздаля и других городов Киевской Руси. Те же, кто не пожелал расставаться с прежними верованиями, бежали в отдаленные города и веси, пустыни и леса. Живя в неудобных для поселений местах, испытывая всевозможные лишения и трудности.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений языческих богов, их публичным поруганием со стороны княжеких слуг и духовенства, разрушением культовых сооружений (идолов, капищ), построением церквей на местах, где стояли языческие
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (1)

Тема перенесена Lutobor из ВЕЧЕ в ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... (28 июл 2013)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Небоскреб мечты
Построй свой город мечты, создай свой бизнес и стань...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play