ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 24 июн 2012

Зарождение казачества (ч.1)

По истории казачества написано немало научных, полу научных и лженаучных работ. Одно их перечисление займет несколько часов. Поэтому в данном исследовании мы ограничимся кратким изложением лишь основных из них.
Первоначальная история любого народа часто состоит из легенд и преданий, древняя история казачества тоже нашла отражение в казачьем эпосе.
Пользуясь казачьими сказаниями, многие историки-донцы составили историю донского казачества, несколько отличную от официальной версии, выраженной в трудах С.М.Соловьёва, Н.М.Карамзина и Н.М.Костомарова. Это нисколько не умаляет ценность их научных трудов, просто они пользовались только «доверенными источниками», а по казачьей истории их, увы, нет.
Из самых ранних работ по этого направления следует отметить, прежде всего - «История о Донском войске» А.Г.Попова (1814 г.), «История описания земли Войска Донского» В.Д.Сухорукова (1867 г.), «История Войска Донского и старо бытность начал казачества» В.М.Пудавова (1890 г.). Большой вклад в исследование казачьих преданий внес А.И.Ригельман. Его труд «История или повествование о донских казаках» (1846 г.) базируется на личных наблюдениях автора, долго жившего в казачьей среде. Ни у кого другого нет такого подробного описания и зарисовок казачьего национального костюма XVIII века.
Опираясь на труды вышеупомянутых авторов и исторические источники, постараемся ответить на вопрос о зарождении казачества…

Во второй половине XV века перед Россией обозначилось три основных направления внешней политики: борьба за свержение вассальной зависимости от Золотой Орды и противостояние с ее наследниками: Казанью, Крымом, Астраханью и Ногайской Ордой; борьба с Великим княжеством Литовским и Польшей за возврат русских, украинских и белорусских земель; борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.
Русские земли были еще не окончательно присоединены, сильны были сепаратистские настроения в обществе. И, тем не менее, в 1476 Иван III отказывается посещать Орду, а в 1480 году после двухмесячного «стояния на Угре» окончилось 240 летнее ордынское господство.
После внешнеполитических успехов России на востоке, она смогла перебросить основные силы на запад. В «пограничной войне» 1487-1494 гг. с Литовским княжеством к России присоединяется Чернигово-Северская земля. А в 1514 году присоединяет Смоленск. Успехи России были обусловлены как внутренними, так и внешними факторами в частности заключением союза с Крымским ханством, противостоящим Золотой Орде и Литовскому княжеству. Именно в это не легкое для России время на исторической арене впервые появляются казаки, объединенные в войсковые организации.
1444 г. первое упоминание Никоновской летописи о появлении казаков, обитавших по Червлёному Яру, имеется в рассказе о набегах Ордынского царевича Мустафы на Переславль-Рязанский. Речь шла о так называемых городовых казаках селившихся в междуречье Вороны, Хопра, Воронежа и Северного Донца, которые были обязаны нести гарнизонную и пограничную службу в укреплённых линиях по восточным и южным границам Руси.
Однако, есть основания говорить о возникновении казачьих военных сообществ значительно раньше этого времени. В южнорусских степях, то есть на юге Восточной Европы, на берегах Дона и в Приазовье периодически селились русские люди, по разным причинам, оторвавшиеся от основной территории проживания русского этноса. Здесь они были вынуждены постоянно контактировать с редким кочевым населением степей. Можно сказать, что взаимодействие шло на всем протяжении геополитического пространства от Низовий Днепра до междуречья Дона и Кубани, позже называемого казаками Великим Полем. (Канцелярско-бюрократическом обозначение – Дикое поле).

Как мы видим, впервые казаки упоминаются как выходцы из Червленого Яра. Что о нем известно и когда впервые упоминается?
Историки, специально занимавшиеся Червленым Яром, считали, что первое сообщение о нем относится к середине XII в. Однако первые достоверные упоминания о Червленом Яре появились лишь в XIV в. Правда, по ним ретроспективно устанавливается наличие этого объекта в конце XIII, но все же не в XII в.
Версия о существовании Червленого Яра в XII в. основана на сообщении Никоновской летописи под 1148 г.: при очередной княжеской усобице князь Глеб Юрьевич (сын Юрия Долгорукого) пошел от Переяславля через Курск «к Резани, и быв во градех Черленаго Яру и на Велицей Вороне», пошел оттуда к Новгороду-Северскому. Под Великой Вороной здесь надо понимать, по мнению большинства исследователей, нынешнюю реку Ворону – приток Хопра, потому что, во-первых, других рек с подходящими названиями нет, а во-вторых, как увидим ниже, более поздние сообщения тоже связывают Червленый Яр с бассейном Хопра. Лишь тамбовский историк-краевед П. Н. Черменский полагает, что Великая Ворона – это древнее название Хопра, а не нынешней Вороны, но ниже мы покажем, что достаточных оснований для такого предположения нет.
Независимо от того, где локализуется Червленый Яр – на Хопре или на Вороне, именно это сообщение почти все исследователи поняли как свидетельство того, что «грады Черленаго Яру» принадлежали Рязанскому княжеству, которое, следовательно, в середине XII в. простиралось на юго-восток до Хопра. Однако А. Н. Насонов справедливо обратил внимание на то, что в более ранних летописях – Лаврентьевской, Ипатьевской – при описании тех же событий нет упоминания о Червленом Яре и что трудно понять, зачем Глебу Юрьевичу могло понадобиться посещать местность, находящуюся очень далеко от района усобицы и, по-видимому, вообще за пределами восточнославянских княжеств XII в. Затем из исследования А. Г. Кузьмина стало ясно, что это сообщение относится к серии фальсификаций, попавших в Никоновскую летопись из какого-то не дошедшего до нас источника рязанского происхождения, возможно, из местной летописи. Все эти фальсификации имели одну цель: приписать Рязанскому княжеству такие районы и города, которые ему не принадлежали. Привлечение рязанских источников и повышенное внимание к ним вообще характерны для Никоновской летописи, составленной в 1520-х гг. под руководством митрополита Даниила, рязанца по происхождению.
Кстати, по той же Никоновской летописи, немного позже, в 1155 г. «приходиша татарове в Рязань на Хапорть, и много зла сотвориша». Под Хапортью тут можно понимать только Хопер – другого похожего названия ни «в Рязани», ни где-либо поблизости нет. Упоминание о татарах более чем за полстолетия до появления монголов на Руси сразу выдает грубейшую фальсификацию, не говоря уже о том, что и этого сообщения, разумеется, тоже нет в более ранних летописях. Но ясно, что авторам текста очень хотелось представить бассейн Хопра как исконную территорию Рязанского княжества.
Очевидно, сообщение Никоновской летописи о Червленом Яре под 1148 г. следует считать недостоверным. Это не значит, что объект под таким названием не мог существовать в 1148 г., но доказывать его существование надо не с помощью сообщения Никоновской летописи, а как-то иначе. К этому вопросу мы еще вернемся.

Совершенно очевидно, что Червленый Яр не может быть прародиной казаков, поскольку он появляется поздно и одновременно с казаками Червленого Яра известны Днепровские казаки, а искать истоки казачества логичнее всего на Днепре, у пределов не Московской, а Киевской Руси. Известен факт, что князь Тмутараканский Мстислав Владимирович в первой половине XI в. победил князя касогов (черкес и кабардинцев) Редедю и переселил горцев в Поросье на Днепровские пороги для охраны границ своих владений от возможной угрозы Ярослава Владимировича. Их стали называть торками и берендеями, позднее черными клобуками (т.е. шапками; укр. Чорні Клобуки «чёрные шапки», тюрк. каракалпак – «чёрный колпак») – общее название тюркских и горских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века.
Повесть временных лет сообщает: «В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани
В год 6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами».

Вероятно, что первопредками казаков являются черные булгары о них упоминает Повесть Временных лет 944 год: «если придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране, то приказываем князю русскому, чтобы не пускал их, иначе причинят ущерб и его стране» и Константин Багрянородный: «[Знай], что так называемая Черная Булгария может воевать с хазарами». (Об управлении империей. гл. 12) в другом месте Константин сообщает: «За Боспором находится устье Меотийского озера, которое за величину свою всеми называется морем. В это Меотийское море впадают многие большие реки. К северу от него (течет) река Днепр, из которой Руссы проходят в Черную Болгарию, Хазарию и Сирак» (источник следует перепроверить).
С конца X века чёрные булгары перестают упоминаться в источниках, что, вероятно, свидетельствует об их ассимиляции с многочисленными славянскими и тюркскими племенами. Константин сообщает об их способности воевать даже с могущественной Хазарией, следовательно, их численность была не малой. Вероятно, в конце X в. они распались, часть осталась на Днепре; вторая часть ушла на Кавказ, где потомками черных булгар стали балкарцы, так как их этноним отражает имя булгар; третья часть ушла на Дон к аланам, где археологические памятники чёрных болгар и родственных им племён определяются как часть салтово-маяцкой культуры (возможно булгаро-аланы были, известными в русских летописях, бродниками перешедшими во время битвы на Калке в 1223 году на сторону монгол). А в начале XI века Мстислав привел к днепровским булгарам несколько племен черкесов и кабардинцев.
Во второй половине XI века половцы постепенно заняли все южнорусские степи, частично покорив, а частично вытеснив населявшие их племена, в числе которых были берендеи, торки и печенеги на правый берег Днепра. Однако раздробленность Руси и отсутствие сильного князя позволили торкам нападать на Русь
В год 6568 (1060). Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, – так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода, иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6588 (1080). Поднялись торки переяславские на Русь, Всеволод же послал на них сына своего Владимира. Владимир же, пойдя, победил торков.
Вскоре торки окончательно переходят на сторону Руси против половцев:
«В год 6601 (1093) Святополк же вбежал в Треполь, заперся тут, и был тут до вечера, и в ту же ночь пришел в Киев. Половцы же, видя, что победили, пустились разорять землю, а другие вернулись к Торческу. Случилась эта беда в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, месяца мая в 26-й день.
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (2)

Тема перенесена Lutobor из ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... в ВЕЧЕ (22 сен 2012)
Тема перенесена Lutobor из ВЕЧЕ в ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... (30 сен 2013)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Моя Ферма
Сотни растений и животных, множество интересных...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play