ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Достоверно известны пять союзов варяжских племен: ободриты (бодричи, рароги или ререки), сплотившиеся вокруг племени бодричей; лютичи (вильцы, велеты), сплотившиеся вокруг племени ратарей; лужичане (лужицкие сербы, мильчане или просто сербы); руяне (рюгенские славяне) и поморяне. Когда и как они образовались?
С конца II-III в.н.э. идет интенсивный распад славянской общности на западную и восточную ветвь и естественно на отдельные племена. Об интенсивности распада славян свидетельствует выделение лехитской подруппы западнославянских языков. К этому периоду относятся и первые упоминания о славянах в античных источниках. Птолемей назвал венедов (Ουενεδαι) одним из самых многочисленных народов Сарматии и разместил их на побережье Балтийского моря к востоку от Вислы. К югу от венедов обитали гифоны, галинды и судины. Если первое племя неизвестно, то другие два народа ассоциируются с восточнопрусскими балтоязычными племенами, известными на Руси как голядь и ятвяги (судовиты). Восточнее венедов на побережье жили по Птолемею некие вельты (Ουελται), имя которых предположительно ассоциируют с западнославянскими лютичами-велетами (veletabi в германских средневековых хрониках). У нас нет точных сведений, но вероятно племена бодричей и руян также образовались в это время.
БОДРИЧИ (ободриты, рароги) – средневековый союз славянских племен, так называемых полабских славян. Ареал проживания – нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, восточнее города Гамбург – так называемый «Люнебургская пустошь» или «Вендланд» (вендами немцы раньше называли славян), район Люхова-Данненберга), где проживали древане (в.-луж. Drjewjanscy Slowjenjo; польск. Drzewianie. В IX веке их земли были завоёваны немцами, но не смотя на политику онемечивания в этой области, ободритский (полабский) славянский язык просуществовал до XVIII века, а язык древан вымер лишь в XIX веке.
Реконструированный этноним ободриты (об-одриты) связывают с рекой Одрой. Однако этот этноним не был известен за пределами германской империи, его не знают ни скандинавские ни польские ни русские источники. А. Брюкнер, О. Трубачёв возводят данное слово, как и имя южнославянских ободритов, к производному от глагола *ob(ъ)derti / *ob(ъ)dьrati – «ободрать, ограбить».
В VIII-XII вв. бодричский союз представлял собой федеративное объединение бодричей, полабов, глинян, смолян, вагров, варнов, древан. Крупнейший город – Велиград (Мекленбург, Рерик (Рарог?) на побережье Балтийского моря. Находился на месте современного Рерика (нем. Rerik) в земле Мекленбург – Передняя Померания. Такое предположение возникло исходя из сравнения с письменными свидетельствами результатов раскопок, которые в 30-х гг. XX в. в городке произвёл немецкий археолог Роберт Бельц. Хотя на роль древнего Рерика претендовали так же Любек, Дорф-Мекленбург, и некоторые другие места на севере современной Германии. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик, как полагают ученые, от др.-исл. reyrr – «тростник», по расположению в старой озерной котловине, покрытой густыми зарослями тростника. Однако здесь более вероятно, что датчане всего лишь взяли славянское слово «рарог», «сокол» (ведь племя бодричей называлось «ререги») и придали ему свою транскрипцию схожую со словом «тросник», получилась игра слов. Другие центры бодричей: Старград (или Старигард, немецкое название Ольденбург, датское - Бранденхусе), Ратибор (нем. Ратцебург), Любице, Варнов, Зверин, Илово, Добин (около Висмара, да и сам Висмар возник как поселение полабских славян, вероятно, с названием Вишемир).
ЛЮТИЧИ (вильцы, велеты) – союз западнославянских племён. Один из племенных союзов, так называемых полабских славян – исконного славянского населения современной северной, северо-западной и восточной Германии. Название племени лютичи прозрачно толкуется из праслав. l'utitji «лютые, злые, жестокие». Название Wilzi/Wulzi было «военным» именем племени и обозначало «волки» (vъlci/vьlci). Видимо, это название тотемического происхождения. Все эти этнонимы подчёркивают храбрость и воинственность племени вплоть до свирепости и жестокости по сравнению с окружающими племенами. Лютичи состояли из доленчан, ратарей, хижан и черезпенян, кессин, жиржипан, толленсов.
Лютичи проживали к востоку от ободритов на территориях нынешних немецких федеральных земель Мекленбург – Передняя Померания и Бранденбург (север Бранденбурга). Обе земли находятся в восточной Германии.
Центром союза лютичей было святилище Радогост в городе Ретра, находившийся на границе между толленсами и редариями, в котором почитался бог Сварожич (скорее всего, здесь почитались два бога Сварожич и Радогост). Это святилище находилось на территории ратарей (редарей, ретрян), которые были самым могущественным племенем в племенном союзе лютичей - (лат. redarii) – название западнославянского племени, жившего к югу от реки Пены, впадающей в Одру у самого ее устья, между Доленским озером и верховьями Гавелы и Доши. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала. Также одной из столиц лютичей являлся город Лютобор (ныне Лютенбург). Другие центры лютичей: Фрезендорф, Кессин, Суков, Тетерев, Равенсбург (близ Нёйбранденбурга), Замковая Гора (у Фельдберга), Менцлин, Волин и Камень.
РУЯНЕ (раны, рюгенские славяне) – западнославянское племя, населявшее с VI века остров Рюген (Руян).
В период средневековья славяне (так называемые полабские славяне) заселяли земли нынешней восточной, северной и северо-западной Германии, в том числе остров Рюген. Племенем руян правили князья, жившие в крепостях. Религиозным центром руян было святилище Аркона, в котором почитался бог Святовит. Руяне, тщательно охраняли капище Свентовита, на постоянной страже находились 300 воинов-берсерков.
Основным занятием руян было скотоводство, земледелие и рыболовство. По данным археологии, руяне располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали грабительские, пиратские набеги. Например, некоторые провинции Дании, до короля Вальдемара I, платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. Наряду с Арконой был изветен такой торговый центр, как Ральсвик; славянское название этого поселения до нас не дошло. Другими важными городами руян были Гарц на оз. Херта, и Ругард (совр. Берген), расположенный в центре Руяна. Ведуться споры в каком из них располагалась княжеская резиденция, т.е. столица руян, упомянутая Саксоном Грамматиком как Кореница.
ЛУЖИЧАНЕ (лужицкие сербы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.-луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski lud), сорбы, венды, лугии) – остаток славянского населения восточной Германии. В настоящее время проживают на территории Лужицы, исторической области, входящей в состав современной Германии. Лужица делится на Нижнюю Лужицу (Dolna Luzyca, Niederlausitz) – на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу (Hornja Luzica, Oberlausitz) – на юге, в федеральной земле Саксония. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой используют славянский язык.
Современные лужичане – остаток лужицких сербов или просто сербов, одного из 3-х главных племенных союзов так называемых полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей (велетов или вельцов) и бодричей (ободритов, ререков или рарогов). Полабские славяне или, по-немецки, венды, в раннем средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства – север, северо-запад и восток. В настоящее время все они, за исключением лужичан, полностью онемечены. В Бранденбурге существует отреставрированная лужицкая крепость 9-10 вв. Раддуш. Современный Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
ПОМОРЯНЕ, помераны – западнославянские племена, жившие до XVI-XVII вв. в низовьях Одры на побережье Балтийского моря. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания (по-славянски Поморяния или Поморье).
Избежавшим ассимиляции, среди немцев и поляков, остатком древних поморян сегодня являются кашубы, насчитывающие 300 тысяч человек, и словинцы. Словинцы – западнославянское племя, жившее в пределах нынешнего Западно-Поморского воеводства Польши. Главный ареал их расселения располагался между городами Слупск и Леба. Словинцы отличались от живших в Восточном Поморье католиков-кашубов тем, что они были протестантами. Возможно, это способствовало тому, что многие словинцы уже в конце XVII века перешли на немецкий язык, так как на нём велись протестантские богослужения. Многие топографические названия, однако, остались славянского происхождения.
После 1945 потомки словинцев были изгнаны из расширенной на запад Польши вместе с немцами. Предпринимались попытки оставить за ними право не покидать родные места, делая упор на их славянское происхождение. Однако те немногие словинцы, которым было позволено остаться, впоследствии сами покинули свой регион.
Словинцы имели вымерший в XX веке диалект или язык, близко родственный кашубскому.
Варяги и викинги.
Итак, варяги это западные поморские и полабские славяне, о которых сообщают скандинавские и германские авторы, называя их вендами или ваграми: «Из всех балтийских племен вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди противников (саксов и датчан), отнимало возможность мирного торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом морские разбои… На нападения датчан они не обращают внимания и даже считают особенным наслаждением с ними биться».
Их характерная черта нашла отражение у Герборда, в его «Житии Оттона, епископа Бамбергского»: «Племя то (венды) умеют воевать и на суше, и на море, привыкло жить грабежами и хищениями и в своей природной дикости всегда неукротимо…». Почему варягам приохотились жить «грабежами и хищениями» мы знаем из предыдущего отрывка, и обвинять их за это нельзя.
Их образ жизни мало чем отличался от викингов. И поэтому германцы называли их «ваграми» – волками, что у восточных славян трансформировалось в «варяги». Однако, несмотря на внешнюю схожесть образа жизни, значительно у них отличалось мировоззрение. Викинги жадны, алчны и вспыльчивы, жили одним днем: грабили, торговали рабами, насиловали женщин, так как в основе их религии лежали вера в Одина и убеждение, будто через насильственную смерть в бою, совершив «подвиги» их забирали Валькирии в Вальхаллу на пир длившемуся до Рагнарека. Варяги же напротив, защищали свои земли (четырехликий Святовит призывался для защиты со всех сторон света), и были вынуждены прибегать к лучшему средству – дерзкому нападению. При этом они, как викинги, не совершали грабительских походов в западную и южную Европу, а если доводилось то грабили у викингов награбленное и освобождали из полона невольников (мы не находим в европейских источниках упоминаний о варяжских воровских налетах!).
Чтобы не
С конца II-III в.н.э. идет интенсивный распад славянской общности на западную и восточную ветвь и естественно на отдельные племена. Об интенсивности распада славян свидетельствует выделение лехитской подруппы западнославянских языков. К этому периоду относятся и первые упоминания о славянах в античных источниках. Птолемей назвал венедов (Ουενεδαι) одним из самых многочисленных народов Сарматии и разместил их на побережье Балтийского моря к востоку от Вислы. К югу от венедов обитали гифоны, галинды и судины. Если первое племя неизвестно, то другие два народа ассоциируются с восточнопрусскими балтоязычными племенами, известными на Руси как голядь и ятвяги (судовиты). Восточнее венедов на побережье жили по Птолемею некие вельты (Ουελται), имя которых предположительно ассоциируют с западнославянскими лютичами-велетами (veletabi в германских средневековых хрониках). У нас нет точных сведений, но вероятно племена бодричей и руян также образовались в это время.
БОДРИЧИ (ободриты, рароги) – средневековый союз славянских племен, так называемых полабских славян. Ареал проживания – нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, восточнее города Гамбург – так называемый «Люнебургская пустошь» или «Вендланд» (вендами немцы раньше называли славян), район Люхова-Данненберга), где проживали древане (в.-луж. Drjewjanscy Slowjenjo; польск. Drzewianie. В IX веке их земли были завоёваны немцами, но не смотя на политику онемечивания в этой области, ободритский (полабский) славянский язык просуществовал до XVIII века, а язык древан вымер лишь в XIX веке.
Реконструированный этноним ободриты (об-одриты) связывают с рекой Одрой. Однако этот этноним не был известен за пределами германской империи, его не знают ни скандинавские ни польские ни русские источники. А. Брюкнер, О. Трубачёв возводят данное слово, как и имя южнославянских ободритов, к производному от глагола *ob(ъ)derti / *ob(ъ)dьrati – «ободрать, ограбить».
В VIII-XII вв. бодричский союз представлял собой федеративное объединение бодричей, полабов, глинян, смолян, вагров, варнов, древан. Крупнейший город – Велиград (Мекленбург, Рерик (Рарог?) на побережье Балтийского моря. Находился на месте современного Рерика (нем. Rerik) в земле Мекленбург – Передняя Померания. Такое предположение возникло исходя из сравнения с письменными свидетельствами результатов раскопок, которые в 30-х гг. XX в. в городке произвёл немецкий археолог Роберт Бельц. Хотя на роль древнего Рерика претендовали так же Любек, Дорф-Мекленбург, и некоторые другие места на севере современной Германии. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик, как полагают ученые, от др.-исл. reyrr – «тростник», по расположению в старой озерной котловине, покрытой густыми зарослями тростника. Однако здесь более вероятно, что датчане всего лишь взяли славянское слово «рарог», «сокол» (ведь племя бодричей называлось «ререги») и придали ему свою транскрипцию схожую со словом «тросник», получилась игра слов. Другие центры бодричей: Старград (или Старигард, немецкое название Ольденбург, датское - Бранденхусе), Ратибор (нем. Ратцебург), Любице, Варнов, Зверин, Илово, Добин (около Висмара, да и сам Висмар возник как поселение полабских славян, вероятно, с названием Вишемир).
ЛЮТИЧИ (вильцы, велеты) – союз западнославянских племён. Один из племенных союзов, так называемых полабских славян – исконного славянского населения современной северной, северо-западной и восточной Германии. Название племени лютичи прозрачно толкуется из праслав. l'utitji «лютые, злые, жестокие». Название Wilzi/Wulzi было «военным» именем племени и обозначало «волки» (vъlci/vьlci). Видимо, это название тотемического происхождения. Все эти этнонимы подчёркивают храбрость и воинственность племени вплоть до свирепости и жестокости по сравнению с окружающими племенами. Лютичи состояли из доленчан, ратарей, хижан и черезпенян, кессин, жиржипан, толленсов.
Лютичи проживали к востоку от ободритов на территориях нынешних немецких федеральных земель Мекленбург – Передняя Померания и Бранденбург (север Бранденбурга). Обе земли находятся в восточной Германии.
Центром союза лютичей было святилище Радогост в городе Ретра, находившийся на границе между толленсами и редариями, в котором почитался бог Сварожич (скорее всего, здесь почитались два бога Сварожич и Радогост). Это святилище находилось на территории ратарей (редарей, ретрян), которые были самым могущественным племенем в племенном союзе лютичей - (лат. redarii) – название западнославянского племени, жившего к югу от реки Пены, впадающей в Одру у самого ее устья, между Доленским озером и верховьями Гавелы и Доши. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала. Также одной из столиц лютичей являлся город Лютобор (ныне Лютенбург). Другие центры лютичей: Фрезендорф, Кессин, Суков, Тетерев, Равенсбург (близ Нёйбранденбурга), Замковая Гора (у Фельдберга), Менцлин, Волин и Камень.
РУЯНЕ (раны, рюгенские славяне) – западнославянское племя, населявшее с VI века остров Рюген (Руян).
В период средневековья славяне (так называемые полабские славяне) заселяли земли нынешней восточной, северной и северо-западной Германии, в том числе остров Рюген. Племенем руян правили князья, жившие в крепостях. Религиозным центром руян было святилище Аркона, в котором почитался бог Святовит. Руяне, тщательно охраняли капище Свентовита, на постоянной страже находились 300 воинов-берсерков.
Основным занятием руян было скотоводство, земледелие и рыболовство. По данным археологии, руяне располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали грабительские, пиратские набеги. Например, некоторые провинции Дании, до короля Вальдемара I, платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. Наряду с Арконой был изветен такой торговый центр, как Ральсвик; славянское название этого поселения до нас не дошло. Другими важными городами руян были Гарц на оз. Херта, и Ругард (совр. Берген), расположенный в центре Руяна. Ведуться споры в каком из них располагалась княжеская резиденция, т.е. столица руян, упомянутая Саксоном Грамматиком как Кореница.
ЛУЖИЧАНЕ (лужицкие сербы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.-луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski lud), сорбы, венды, лугии) – остаток славянского населения восточной Германии. В настоящее время проживают на территории Лужицы, исторической области, входящей в состав современной Германии. Лужица делится на Нижнюю Лужицу (Dolna Luzyca, Niederlausitz) – на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу (Hornja Luzica, Oberlausitz) – на юге, в федеральной земле Саксония. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой используют славянский язык.
Современные лужичане – остаток лужицких сербов или просто сербов, одного из 3-х главных племенных союзов так называемых полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей (велетов или вельцов) и бодричей (ободритов, ререков или рарогов). Полабские славяне или, по-немецки, венды, в раннем средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства – север, северо-запад и восток. В настоящее время все они, за исключением лужичан, полностью онемечены. В Бранденбурге существует отреставрированная лужицкая крепость 9-10 вв. Раддуш. Современный Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
ПОМОРЯНЕ, помераны – западнославянские племена, жившие до XVI-XVII вв. в низовьях Одры на побережье Балтийского моря. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания (по-славянски Поморяния или Поморье).
Избежавшим ассимиляции, среди немцев и поляков, остатком древних поморян сегодня являются кашубы, насчитывающие 300 тысяч человек, и словинцы. Словинцы – западнославянское племя, жившее в пределах нынешнего Западно-Поморского воеводства Польши. Главный ареал их расселения располагался между городами Слупск и Леба. Словинцы отличались от живших в Восточном Поморье католиков-кашубов тем, что они были протестантами. Возможно, это способствовало тому, что многие словинцы уже в конце XVII века перешли на немецкий язык, так как на нём велись протестантские богослужения. Многие топографические названия, однако, остались славянского происхождения.
После 1945 потомки словинцев были изгнаны из расширенной на запад Польши вместе с немцами. Предпринимались попытки оставить за ними право не покидать родные места, делая упор на их славянское происхождение. Однако те немногие словинцы, которым было позволено остаться, впоследствии сами покинули свой регион.
Словинцы имели вымерший в XX веке диалект или язык, близко родственный кашубскому.
Варяги и викинги.
Итак, варяги это западные поморские и полабские славяне, о которых сообщают скандинавские и германские авторы, называя их вендами или ваграми: «Из всех балтийских племен вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди противников (саксов и датчан), отнимало возможность мирного торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом морские разбои… На нападения датчан они не обращают внимания и даже считают особенным наслаждением с ними биться».
Их характерная черта нашла отражение у Герборда, в его «Житии Оттона, епископа Бамбергского»: «Племя то (венды) умеют воевать и на суше, и на море, привыкло жить грабежами и хищениями и в своей природной дикости всегда неукротимо…». Почему варягам приохотились жить «грабежами и хищениями» мы знаем из предыдущего отрывка, и обвинять их за это нельзя.
Их образ жизни мало чем отличался от викингов. И поэтому германцы называли их «ваграми» – волками, что у восточных славян трансформировалось в «варяги». Однако, несмотря на внешнюю схожесть образа жизни, значительно у них отличалось мировоззрение. Викинги жадны, алчны и вспыльчивы, жили одним днем: грабили, торговали рабами, насиловали женщин, так как в основе их религии лежали вера в Одина и убеждение, будто через насильственную смерть в бою, совершив «подвиги» их забирали Валькирии в Вальхаллу на пир длившемуся до Рагнарека. Варяги же напротив, защищали свои земли (четырехликий Святовит призывался для защиты со всех сторон света), и были вынуждены прибегать к лучшему средству – дерзкому нападению. При этом они, как викинги, не совершали грабительских походов в западную и южную Европу, а если доводилось то грабили у викингов награбленное и освобождали из полона невольников (мы не находим в европейских источниках упоминаний о варяжских воровских налетах!).
Чтобы не
Навигация (1/2): далее >
0 1 0
Комментарии (6)
ответил SoKOLOv210
Да там просто на Вече не могли избрать князя, видимо разные группировки были равны по силам! И приняли мудрое решение позвать того кто всех (подавляющее большинство) устроил!
ответил SoKOLOv210
когда народ деградирует, приходит либо анархия либо диктатура! Демократия удел сильных и разумных!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Танки. Стальной легион
Десятки видов техники, тяжелые бои и секретные...