ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
На Русь отправился (заранее посвященный в епископы Руси) монах Адальберт, с позволения Ольги проповедовать среди русов. Само сообщение о посольстве имеет подтверждение в «Хильдесхаймских анналах»: «К королю Оттону явились послы от народа Руси с мольбою, чтоб он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины; они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу, послал к ним епископа Адалберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всём лгали».
Пробыл он на Руси всего два года, и уже в 963 году Адальберт, «не сумев преуспеть ни в чем, для чего он был послан, и видя свой труд тщетным, вернулся назад. На обратном пути из Киева некоторые из его спутников были убиты и сам он с большим трудом спасся».
Любопытно, что русская летопись так же сохранила глухой намёк на пребывание Адалберта на Руси: «Потом же придоша Немци, глаголюще приходомъ послании от папежа, и реша ему: «Реклъ ти тако папежь: «Земля твоя яко и земля наша, а вера ваша, не яко вера наша. Вера бо наша светъ есть. Кланяемся и Богу, еже сотворилъ небо и землю, звезды, месяц и всяко дыханье. А бози ваши дерево суть». Рече же Володимеръ Немцемъ: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли» (Лаврентьевская летопись 986г.).
Именно при отце Владимира, Святославе и покинул Русь епископ Адалберт. Заметим, что по летописи в 964 г. уже правит Святослав. Сама смена власти могла произойти годом раньше. Скорее всего, именно приход к власти язычника Святослава, убедил Адалберта покинуть Руси. То обстоятельство, что Ольга не убедила Святослава креститься и привела хрониста к мнению, что русские действовали «притворно». Во всяком случае, ясно одно. До конца своего правления Ольга придерживалась в церковном отношении ориентации на Рим, а не на Константинополь, для того чтобы заставить Константинополь активно сотрудничать с Киевом. Однако поворот в сторону Германии оказался временным. Для Оттона I обращение русов было всего лишь способом давления на Константинополь, видимо понимая это, Оттон отправил Адалберта лишь через два года после обращения Ольги. Источники свидетельствуют о том, что Ольгу, прежде всего, волновала проблема русско-византийских отношений, но она затягивала примирение и Русь вновь заключила союз с Византией, лишь когда Святослав только принял бразды правления. Вот такую занятную эволюцию наблюдаем мы у «святой» княгини. Не удивительно, что ни один из её ближайших приемников не решился на канонизацию княгини.
К сожалению старания Ольги были тщетны:
«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Знаменитые слова: «христианство юродство есть», – это не слова Святослава, как А.Хиневич всем рассказывает, а это мнение всех язычников Руси о христианстве!!! Т.е. когда вся Европа без малого была христианизирована, на Руси с иронией относились к этой религии и не воспринимали всерьез, а значит, не были наши предки темными, легковерными, суеверными и безграмотными варварами!!!
«…Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав же притом гневался на мать…».
«…Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».
Ольга была дальновидна, понимала всю безсмысленность войны со слабой Византией, нуждающейся в Руси, как защитнице ее северных рубежей (если б только ее горделивые императоры это понимали и оставили идеи подчинения Руси своей власти!). Ольга и не планировала воспитывать в сыне христианина, она убеждала Святослава лишь креститься одному ему, т.е. внешне принять христианство и заключить с Византией вечный мир. Обратим внимание, что Ольга не приставила к юному Святославу в качестве воспитателя какого-нибудь грека-христианина. Она поступила как раз наоборот. Настоящими воспитателями Святослава были некие Асмуд и Свенельд, деятельность которых старательно затушевана летописцами. Почему это произошло? Да потому, что Ольга была «христианкой», а Свенельд и Асмуд – язычниками. Летописцы, ревностные приверженцы христианства, воспевали первую и старались уделять поменьше внимания вторым. И все-таки с помощью их сведений восстанавливается подлинная политическая роль Асмуда и Свенельда. Эти лица составляли ближайшее окружение князя Святослава, выступали в качестве военных предводителей. У воеводы Свенельда была собственная дружина – «отроки». Богатство воеводы и его дружинников вызывало зависть в киевской дружинной среде. Авторитет и влияние Свенельда не пошатнулись и в годы зрелости Святослава. Политический ранг Свенельда был настолько высок, что его имя попадает в договор Руси с Византией 971 года рядом с именем князя Святослава: «Равно другаго свешанья, бывшего при Святославе, велицем князи рустем, и при Свенальде» («Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479»). Посему наивны те историки, которые считают Ольгу чающей христианкой, и у которых возникала мысль о том, что причиной напряженности переговоров Константина и Ольги был вопрос об организации русской церкви с элементами самостоятельности. Ольга играла между католиками и ортодоксами свою игру и не планировала проводить какую-либо христианизацию среди восточных славян. Не случайно она не была канонизирована в первые века христианства на Руси, более того, Константин Багрянородный называет Ольгу не ее христианским именем Елена, а Эльгой, как язычницу, подчеркивая тем самым, что он не считает русскую княгиню христианкой.
К сожалению, разум не восторжествовал! Святослав продолжил движение на юг, устроив авантюрные походы против Болгарии и Византии, а императоры продолжали спать и видеть сны о подчиненной Руси. Святослав погиб, погибли славные витязи, и время было упущено: у Владимира сил и средств для расширения на запад и восток уже не было!
Владимир так же не послушал вначале мудрую бабушку. Ему как незаконнорожденному сыну служанки (хоть и древлянской княгини) нужно было самоутвердиться. Он начал с введения культа Перуна и укрепления сословия волхвов, а затем, когда волхвы стали претендовать на его власть, попытался вернуться к политике Ольги, в 986 г. крестился сам и крестил дружину. Но было уже поздно, волхвы укрепили свои позиции, и чтобы подорвать их влияние Владимир перешел к интенсивной христианизации Руси!
Почему было выбрано именно восточное христианство?
Во-первых, Владимиру нужна была религия, которая позволила бы князю сосредоточить в своих руках светскую и религиозную власть, передающуюся по наследству, и именно такой религией было христианство, прежде всего восточное, провозглашавшее правителя и его потомков ставленниками Бога на Земле!
Во-вторых, Церковь была не просто религиозным институтом, она брала на себя многие государственные функции (суд, внешняя политика, культура, образование и др.), молодой Руси требовался аппарат для укрепления центральной власти, обеспечивший эффективное управление столь Великой Державой, а этот аппарат был сформирован Византийской Церковью, чего не могли и не хотели создать волхвы.
Христианство закрепляло наследственные права не только за князем, но и за боярами и купцами, которые видя, как живут по соседству их братья по социальной лестнице, по каким-то причинам именно во времена правления Владимира тоже так жить пожелали! Вероятно, укрепление власти волхвов, каким-то образом пробудило в знати осознание выгоды от принятия христианства. Даже при Святославе, как мы помним, подобных мыслей у знати еще не созрело, поэтому князь ответил Ольге на предложение креститься, что его засмеет дружина.
В итоге волхвы, не найдя опоры среди знати быстро потеряли власть. Не нашли волхвы твердой опоры и среди ремесленников и крестьян, поскольку земледельческому язычеству славян был чужд культ воинственного Перуна, чего не скажешь о миролюбивом христианстве, легко заменяющем это самое земледельческое язычество, перенимая его самые популярные праздники и ритуалы, одевая их в христианские одежки. Христианство, под прикрытием мнимой маски любви, милосердия, сострадания, легко оттеснило мрачный культ Перуна (и прочие волховские культы), с его кровавыми ритуалами, воинственностью и жестокостью. Тем не менее, волхвы, не желая так легко сдаваться, еще долго будоражили народ (жертвоприношения, охоты на ведьм и т.д). Именно они помешали воплощению в жизнь идеи Ольги, а эта схема могла действовать столетия, ведь Византия просуществовала до середины XV в. Ее падение было неизбежным, но она могла передать себя номинально христианской языческой Руси!!!
Пробыл он на Руси всего два года, и уже в 963 году Адальберт, «не сумев преуспеть ни в чем, для чего он был послан, и видя свой труд тщетным, вернулся назад. На обратном пути из Киева некоторые из его спутников были убиты и сам он с большим трудом спасся».
Любопытно, что русская летопись так же сохранила глухой намёк на пребывание Адалберта на Руси: «Потом же придоша Немци, глаголюще приходомъ послании от папежа, и реша ему: «Реклъ ти тако папежь: «Земля твоя яко и земля наша, а вера ваша, не яко вера наша. Вера бо наша светъ есть. Кланяемся и Богу, еже сотворилъ небо и землю, звезды, месяц и всяко дыханье. А бози ваши дерево суть». Рече же Володимеръ Немцемъ: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли» (Лаврентьевская летопись 986г.).
Именно при отце Владимира, Святославе и покинул Русь епископ Адалберт. Заметим, что по летописи в 964 г. уже правит Святослав. Сама смена власти могла произойти годом раньше. Скорее всего, именно приход к власти язычника Святослава, убедил Адалберта покинуть Руси. То обстоятельство, что Ольга не убедила Святослава креститься и привела хрониста к мнению, что русские действовали «притворно». Во всяком случае, ясно одно. До конца своего правления Ольга придерживалась в церковном отношении ориентации на Рим, а не на Константинополь, для того чтобы заставить Константинополь активно сотрудничать с Киевом. Однако поворот в сторону Германии оказался временным. Для Оттона I обращение русов было всего лишь способом давления на Константинополь, видимо понимая это, Оттон отправил Адалберта лишь через два года после обращения Ольги. Источники свидетельствуют о том, что Ольгу, прежде всего, волновала проблема русско-византийских отношений, но она затягивала примирение и Русь вновь заключила союз с Византией, лишь когда Святослав только принял бразды правления. Вот такую занятную эволюцию наблюдаем мы у «святой» княгини. Не удивительно, что ни один из её ближайших приемников не решился на канонизацию княгини.
К сожалению старания Ольги были тщетны:
«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Знаменитые слова: «христианство юродство есть», – это не слова Святослава, как А.Хиневич всем рассказывает, а это мнение всех язычников Руси о христианстве!!! Т.е. когда вся Европа без малого была христианизирована, на Руси с иронией относились к этой религии и не воспринимали всерьез, а значит, не были наши предки темными, легковерными, суеверными и безграмотными варварами!!!
«…Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав же притом гневался на мать…».
«…Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».
Ольга была дальновидна, понимала всю безсмысленность войны со слабой Византией, нуждающейся в Руси, как защитнице ее северных рубежей (если б только ее горделивые императоры это понимали и оставили идеи подчинения Руси своей власти!). Ольга и не планировала воспитывать в сыне христианина, она убеждала Святослава лишь креститься одному ему, т.е. внешне принять христианство и заключить с Византией вечный мир. Обратим внимание, что Ольга не приставила к юному Святославу в качестве воспитателя какого-нибудь грека-христианина. Она поступила как раз наоборот. Настоящими воспитателями Святослава были некие Асмуд и Свенельд, деятельность которых старательно затушевана летописцами. Почему это произошло? Да потому, что Ольга была «христианкой», а Свенельд и Асмуд – язычниками. Летописцы, ревностные приверженцы христианства, воспевали первую и старались уделять поменьше внимания вторым. И все-таки с помощью их сведений восстанавливается подлинная политическая роль Асмуда и Свенельда. Эти лица составляли ближайшее окружение князя Святослава, выступали в качестве военных предводителей. У воеводы Свенельда была собственная дружина – «отроки». Богатство воеводы и его дружинников вызывало зависть в киевской дружинной среде. Авторитет и влияние Свенельда не пошатнулись и в годы зрелости Святослава. Политический ранг Свенельда был настолько высок, что его имя попадает в договор Руси с Византией 971 года рядом с именем князя Святослава: «Равно другаго свешанья, бывшего при Святославе, велицем князи рустем, и при Свенальде» («Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479»). Посему наивны те историки, которые считают Ольгу чающей христианкой, и у которых возникала мысль о том, что причиной напряженности переговоров Константина и Ольги был вопрос об организации русской церкви с элементами самостоятельности. Ольга играла между католиками и ортодоксами свою игру и не планировала проводить какую-либо христианизацию среди восточных славян. Не случайно она не была канонизирована в первые века христианства на Руси, более того, Константин Багрянородный называет Ольгу не ее христианским именем Елена, а Эльгой, как язычницу, подчеркивая тем самым, что он не считает русскую княгиню христианкой.
К сожалению, разум не восторжествовал! Святослав продолжил движение на юг, устроив авантюрные походы против Болгарии и Византии, а императоры продолжали спать и видеть сны о подчиненной Руси. Святослав погиб, погибли славные витязи, и время было упущено: у Владимира сил и средств для расширения на запад и восток уже не было!
Владимир так же не послушал вначале мудрую бабушку. Ему как незаконнорожденному сыну служанки (хоть и древлянской княгини) нужно было самоутвердиться. Он начал с введения культа Перуна и укрепления сословия волхвов, а затем, когда волхвы стали претендовать на его власть, попытался вернуться к политике Ольги, в 986 г. крестился сам и крестил дружину. Но было уже поздно, волхвы укрепили свои позиции, и чтобы подорвать их влияние Владимир перешел к интенсивной христианизации Руси!
Почему было выбрано именно восточное христианство?
Во-первых, Владимиру нужна была религия, которая позволила бы князю сосредоточить в своих руках светскую и религиозную власть, передающуюся по наследству, и именно такой религией было христианство, прежде всего восточное, провозглашавшее правителя и его потомков ставленниками Бога на Земле!
Во-вторых, Церковь была не просто религиозным институтом, она брала на себя многие государственные функции (суд, внешняя политика, культура, образование и др.), молодой Руси требовался аппарат для укрепления центральной власти, обеспечивший эффективное управление столь Великой Державой, а этот аппарат был сформирован Византийской Церковью, чего не могли и не хотели создать волхвы.
Христианство закрепляло наследственные права не только за князем, но и за боярами и купцами, которые видя, как живут по соседству их братья по социальной лестнице, по каким-то причинам именно во времена правления Владимира тоже так жить пожелали! Вероятно, укрепление власти волхвов, каким-то образом пробудило в знати осознание выгоды от принятия христианства. Даже при Святославе, как мы помним, подобных мыслей у знати еще не созрело, поэтому князь ответил Ольге на предложение креститься, что его засмеет дружина.
В итоге волхвы, не найдя опоры среди знати быстро потеряли власть. Не нашли волхвы твердой опоры и среди ремесленников и крестьян, поскольку земледельческому язычеству славян был чужд культ воинственного Перуна, чего не скажешь о миролюбивом христианстве, легко заменяющем это самое земледельческое язычество, перенимая его самые популярные праздники и ритуалы, одевая их в христианские одежки. Христианство, под прикрытием мнимой маски любви, милосердия, сострадания, легко оттеснило мрачный культ Перуна (и прочие волховские культы), с его кровавыми ритуалами, воинственностью и жестокостью. Тем не менее, волхвы, не желая так легко сдаваться, еще долго будоражили народ (жертвоприношения, охоты на ведьм и т.д). Именно они помешали воплощению в жизнь идеи Ольги, а эта схема могла действовать столетия, ведь Византия просуществовала до середины XV в. Ее падение было неизбежным, но она могла передать себя номинально христианской языческой Руси!!!
0 1 0
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Небоскреб мечты
Построй свой город мечты, создай свой бизнес и стань...