ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенской церкви и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», – повествует летописец.
После общего поста князь «повеле всем людям идти на реку, глаголемую Оку. И тако все люди с великой радостию идяху на реку с женами и детьми, и всяк возраст града Мурома мужеский пол и женский бродяху в реке… пресвиторы же, по берегу стоящи, молитвы глаголаху». По местному преданию, крещение муромцев проходило в озере Кстово, соединенном с рекой Окой. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого озера нет, а находилось оно недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской.
После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении церквей. Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1098 году в Муроме уже был построен Спасский монастырь. В 1101 году Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.
В 1110 году потерпел поражение от мордвы (явно не пожелали креститься).
До смерти Давыда в 1123 году Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань. В период 1123 - 1127 гг. из Мурома в Чернигов в 1123 году в Муроме сел Всеволод Давыдович. В 1127 году Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил. В этом году из состава Черниговского княжества Муромско-Рязанская земля выделилась в самостоятельное княжество.
И последние годы жизни (1127 – 1129 гг.) князь правил в Муроме. Скончался святой князь в 1129 году. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.
Епархия же открытая Ярославом (Контантином) Святославичем продолжала существовать, меняя земли в своем составе:
С 1149 г. Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская епархия.
С 1164 г. Ростовская и Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
С 1198 г. Рязанская и Муромская епархия.
Во время княжения Юрия Владимировича (1162—1176) в Муроме была воздвигнута первая каменная церовь. Летописи упоминают об этом, когда сообщают о смерти князя (умер 1176):
19 января умер князь Юрий «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме» (ПСРЛ. - Т.30. - М.,1965. - С.71).
Ипатиевская летопись: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда» (ПСРЛ. - Т.2. - С.111).
В Воскресенской летописи: «В лето 6683. Преставися князь Юрьи Володимеровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ» (ПСРЛ. - Т.7. - С.244).
В прибавлениях к Ипатьевской летописи: «Въ то же лето генваря 19 преставися Юрий Иоановичь внук Юриев и положен бысть въ Муроме въ церкви Христовы, юже самъ создалъ» (ПСРЛ. - Т.2. - С.316).
Слово «создал» употреблялось обычно по отношению к памятникам каменного зодчества, а не деревянного. В 1873 году при реставрации муромского Богородицкого собора были обнаружены обломки белокаменных колонн и капителей XII века. Почти через сто лет, при археологических раскопках в 1980 году, рядом с тем местом, где находился собор, были найдены каменные фрагменты. Все это подтверждает гипотезу о каменном строительстве в Муроме в XI - XIV веках. Трудно представить, как выглядел в это время Муром - столица Муромского княжества. По всей видимости, архитектура его памятников была близка постройкам в Старой Рязани, известным по реконструкциям.
Но язычники или двоеверы продолжали существовать в Муроме. Петр и Феврония Муромские (1205-1228) были двоеверами (наличие у них двух имен Давид (Петр) и Феврония (Ефросинья), свидетельствует, что крещены они были не в детстве), причем Феврония была ведуньей (если Петр нам известен под своим вторым кресным именем, то Феврония имя до крещения!), которая совершила обряд соумирания с мужем, и при этом является христианской святой.
Житие праведников, которое дополнено имеющимися летописными сведениями, свидетельствует о том, что кончина святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1228 года.
Летописи дополняют этот факт сведениями, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын — князь Святослав Давидович (который, предположительно, также был погребен в княжеской усыпальнице).
Кончина святого муромского князя Давида с супругой и сыном выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225—1239 гг.), который, вероятно, совершил их постриг в монашество, дав княгине соименное со своим монашеское имя, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.
Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля, по новому стилю, а по старому 25 июня, что почти соответствует Купале, когда у язычников совершались обряды бракосочетания.
Сын Петра и Февронии, князь Юрий Давыдович (Пертович) осенью 1237 года, когда монголы подступили к южным границам Рязанского княжества, совместно с рязанскими вышел на битву на реку Воронеж. «В лето 6745... Князи же Резаньстии... и Муромьский и Проньскии не пустячи къ городомъ, ехаша противъ имъ въ Вороняжь». Он погиб во время похода на Батыя. Муром наследовал единственный сын Ярослав.
Зимой 1239 года Батый взял Муром и по льду Оки и Клязьмы пришёл к Гороховцу. По дороге он закопал свою золотую карету и насыпал холм над ней. Впоследствии деревню около холма назвали в память той зимы Зимёнки. Легенда записана муромским краеведом А.А.Епанчиным в Муроме на льнопрядильной фабрике от мастерового, крестьянина д. Коробкова Навашинского уезда Нижегородской губернии, Владимира Шаронова, 38 лет, 28 октября 1978 г. В годы Советской власти центр Зименкинского сельсовета, центральная усадьба госплемзавода «Зимёнки».
В 1248 году упоминается, что князь Ярослав выдал замуж свою дочь за ростовского князя Бориса Васильковича. «В лето 6756... Оженися Борисъ князь Василковичъ у Ярослава у Муромского князя, и венчася у святое Богородицы въ Ростове» (ПСРЛ. - Т. - С.201).
1257 г. перепись муромской земли татарами. «В лето 6765... Тое же зимы приехаша численици, исчетоша всю землю Суждальскую, и Рязаньскую, и Муромьскую» (ПСРЛ. - Т.1. - С.203).
1281 г. Муром опустошен татарами, приведенными великим князем Андреем Александровичем. «В лето 6789... Тое же зимы князь Андрей Александровичъ испроси ебе княжение великое подъ братомъ своимъ старейшимъ княземъ Дмитриемъ и приведе съ собою рать Татарскую Кавыдая и Алчедая и прииде съ ними къ Мурому... Муромъ пустъ сотвориша...» (ПСРЛ. - Т.7. - С.175).
1293 г. город опустошен татарами. «В лето 6801 князь Андрей Александровичъ иде въ орду... жаловася царю на брата своего великого князя Дмитриа Александровича; царь же отпусти брата своего Дедюню со множествомъ рати... и много градовъ поимаша... Муромъ... а всех градов взяша 14» (ПСРЛ. - Т.7. - С.180).
Сожжённый дотла монголо-татарами, Муром в 1293 году исчезает со страниц русских летописей до 1345 года.
С 1247 по 1345 год нет сведений о князьях Муромских. После монгольского нашествия авторитет христианства резко упал, и, скорее всего, вернулось язычество. К этому периоду относятся интересные легенды. У города Гороховец стоит Пужалова гора. Согласно местной легенде, она названа Пужаловой потому, что на ней явился Огненный Всадник во время осады города татарским мурзой Аманаком. Этот Огненный Всадник вынудил татар обратиться в бегство, тогда же погиб и Аманак.
Сам же город расположен на горе в урочище Гора-ховец (гора-могила), а сама гора называется Гробенской или Ярилиной горой. Согласно местной мифологии, Ярила лежит всю зиму в гробу в сей горе, а весною возрождается к жизни и выходит на свет (как раз в Ярилины дни). Здесь же тает вместе со снегом и уходит с зимою его первая супруга Зимцерла, также и Снегурочка, дочь Велеса.
Если язычников истребляли, то каким образом могли до нас дойти такие легенды?!
Только в 1345 году потомок святого князя Константина, князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
Жителей языческого Мурома у нас принято называть «святогонами» за их упорное сопротивление христианскому крещению - но если нашу историю копнуть поглубже, понимаешь, что не мурома, а ростовские меря были наиболее упорны в вере своих предков.
Епископ Ростовский Леонтий (умер не позже 1077) — епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 — не позже 1077). В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не крещенными чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г. По смерти Бориса Владимировича, Ростов долго не имел собственных князей. И хотя в 1054 году, по смерти Ярослава Мудрого, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во всё время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве. Приехав на свою кафедру в Ростове, святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианство, поскольку на помощь княжеской власти никак не мог рассчитывать. Он поселился при соборной церкви и, прежде всего, занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним. Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.
Однажды он был избит язычниками и изгнан «вон из града», однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил «церковь малу» Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам христианства и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало крещение. По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.
Но неприязнь местного населения к просветителю росла. Как только проповедник опять попытался обосноваться в городе, на него язычники «устремишася»: одни «с оружием, а друзии с дреколием». В конце концов, «невегласи» убили Леонтия в 1073 г. по указанию арбуев (волхвов).
Епископ Ростовский Исайя (умер 15 мая 1090), преподобный, причислен к лику святых, ученик Феодосия Печерского, епископ Ростовский и Суздальский, не позднее 1077-78 гг. занял
После общего поста князь «повеле всем людям идти на реку, глаголемую Оку. И тако все люди с великой радостию идяху на реку с женами и детьми, и всяк возраст града Мурома мужеский пол и женский бродяху в реке… пресвиторы же, по берегу стоящи, молитвы глаголаху». По местному преданию, крещение муромцев проходило в озере Кстово, соединенном с рекой Окой. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого озера нет, а находилось оно недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской.
После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении церквей. Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1098 году в Муроме уже был построен Спасский монастырь. В 1101 году Ярослав вместе с другими князьями собрался в Золотче и участвовал в заключении мира с половцами.
В 1110 году потерпел поражение от мордвы (явно не пожелали креститься).
До смерти Давыда в 1123 году Ярослав владел Муромским княжеством, в которое входила в то время и Рязань. В период 1123 - 1127 гг. из Мурома в Чернигов в 1123 году в Муроме сел Всеволод Давыдович. В 1127 году Всеволод Ольгович выгнал Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину всю его посёк и разграбил. В этом году из состава Черниговского княжества Муромско-Рязанская земля выделилась в самостоятельное княжество.
И последние годы жизни (1127 – 1129 гг.) князь правил в Муроме. Скончался святой князь в 1129 году. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.
Епархия же открытая Ярославом (Контантином) Святославичем продолжала существовать, меняя земли в своем составе:
С 1149 г. Ростовская, Суздальская, Владимирская и Муромская епархия.
С 1164 г. Ростовская и Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
С 1198 г. Рязанская и Муромская епархия.
Во время княжения Юрия Владимировича (1162—1176) в Муроме была воздвигнута первая каменная церовь. Летописи упоминают об этом, когда сообщают о смерти князя (умер 1176):
19 января умер князь Юрий «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме» (ПСРЛ. - Т.30. - М.,1965. - С.71).
Ипатиевская летопись: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда» (ПСРЛ. - Т.2. - С.111).
В Воскресенской летописи: «В лето 6683. Преставися князь Юрьи Володимеровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ» (ПСРЛ. - Т.7. - С.244).
В прибавлениях к Ипатьевской летописи: «Въ то же лето генваря 19 преставися Юрий Иоановичь внук Юриев и положен бысть въ Муроме въ церкви Христовы, юже самъ создалъ» (ПСРЛ. - Т.2. - С.316).
Слово «создал» употреблялось обычно по отношению к памятникам каменного зодчества, а не деревянного. В 1873 году при реставрации муромского Богородицкого собора были обнаружены обломки белокаменных колонн и капителей XII века. Почти через сто лет, при археологических раскопках в 1980 году, рядом с тем местом, где находился собор, были найдены каменные фрагменты. Все это подтверждает гипотезу о каменном строительстве в Муроме в XI - XIV веках. Трудно представить, как выглядел в это время Муром - столица Муромского княжества. По всей видимости, архитектура его памятников была близка постройкам в Старой Рязани, известным по реконструкциям.
Но язычники или двоеверы продолжали существовать в Муроме. Петр и Феврония Муромские (1205-1228) были двоеверами (наличие у них двух имен Давид (Петр) и Феврония (Ефросинья), свидетельствует, что крещены они были не в детстве), причем Феврония была ведуньей (если Петр нам известен под своим вторым кресным именем, то Феврония имя до крещения!), которая совершила обряд соумирания с мужем, и при этом является христианской святой.
Житие праведников, которое дополнено имеющимися летописными сведениями, свидетельствует о том, что кончина святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1228 года.
Летописи дополняют этот факт сведениями, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын — князь Святослав Давидович (который, предположительно, также был погребен в княжеской усыпальнице).
Кончина святого муромского князя Давида с супругой и сыном выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225—1239 гг.), который, вероятно, совершил их постриг в монашество, дав княгине соименное со своим монашеское имя, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.
Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля, по новому стилю, а по старому 25 июня, что почти соответствует Купале, когда у язычников совершались обряды бракосочетания.
Сын Петра и Февронии, князь Юрий Давыдович (Пертович) осенью 1237 года, когда монголы подступили к южным границам Рязанского княжества, совместно с рязанскими вышел на битву на реку Воронеж. «В лето 6745... Князи же Резаньстии... и Муромьский и Проньскии не пустячи къ городомъ, ехаша противъ имъ въ Вороняжь». Он погиб во время похода на Батыя. Муром наследовал единственный сын Ярослав.
Зимой 1239 года Батый взял Муром и по льду Оки и Клязьмы пришёл к Гороховцу. По дороге он закопал свою золотую карету и насыпал холм над ней. Впоследствии деревню около холма назвали в память той зимы Зимёнки. Легенда записана муромским краеведом А.А.Епанчиным в Муроме на льнопрядильной фабрике от мастерового, крестьянина д. Коробкова Навашинского уезда Нижегородской губернии, Владимира Шаронова, 38 лет, 28 октября 1978 г. В годы Советской власти центр Зименкинского сельсовета, центральная усадьба госплемзавода «Зимёнки».
В 1248 году упоминается, что князь Ярослав выдал замуж свою дочь за ростовского князя Бориса Васильковича. «В лето 6756... Оженися Борисъ князь Василковичъ у Ярослава у Муромского князя, и венчася у святое Богородицы въ Ростове» (ПСРЛ. - Т. - С.201).
1257 г. перепись муромской земли татарами. «В лето 6765... Тое же зимы приехаша численици, исчетоша всю землю Суждальскую, и Рязаньскую, и Муромьскую» (ПСРЛ. - Т.1. - С.203).
1281 г. Муром опустошен татарами, приведенными великим князем Андреем Александровичем. «В лето 6789... Тое же зимы князь Андрей Александровичъ испроси ебе княжение великое подъ братомъ своимъ старейшимъ княземъ Дмитриемъ и приведе съ собою рать Татарскую Кавыдая и Алчедая и прииде съ ними къ Мурому... Муромъ пустъ сотвориша...» (ПСРЛ. - Т.7. - С.175).
1293 г. город опустошен татарами. «В лето 6801 князь Андрей Александровичъ иде въ орду... жаловася царю на брата своего великого князя Дмитриа Александровича; царь же отпусти брата своего Дедюню со множествомъ рати... и много градовъ поимаша... Муромъ... а всех градов взяша 14» (ПСРЛ. - Т.7. - С.180).
Сожжённый дотла монголо-татарами, Муром в 1293 году исчезает со страниц русских летописей до 1345 года.
С 1247 по 1345 год нет сведений о князьях Муромских. После монгольского нашествия авторитет христианства резко упал, и, скорее всего, вернулось язычество. К этому периоду относятся интересные легенды. У города Гороховец стоит Пужалова гора. Согласно местной легенде, она названа Пужаловой потому, что на ней явился Огненный Всадник во время осады города татарским мурзой Аманаком. Этот Огненный Всадник вынудил татар обратиться в бегство, тогда же погиб и Аманак.
Сам же город расположен на горе в урочище Гора-ховец (гора-могила), а сама гора называется Гробенской или Ярилиной горой. Согласно местной мифологии, Ярила лежит всю зиму в гробу в сей горе, а весною возрождается к жизни и выходит на свет (как раз в Ярилины дни). Здесь же тает вместе со снегом и уходит с зимою его первая супруга Зимцерла, также и Снегурочка, дочь Велеса.
Если язычников истребляли, то каким образом могли до нас дойти такие легенды?!
Только в 1345 году потомок святого князя Константина, князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
Жителей языческого Мурома у нас принято называть «святогонами» за их упорное сопротивление христианскому крещению - но если нашу историю копнуть поглубже, понимаешь, что не мурома, а ростовские меря были наиболее упорны в вере своих предков.
Епископ Ростовский Леонтий (умер не позже 1077) — епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 — не позже 1077). В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не крещенными чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г. По смерти Бориса Владимировича, Ростов долго не имел собственных князей. И хотя в 1054 году, по смерти Ярослава Мудрого, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во всё время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве. Приехав на свою кафедру в Ростове, святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианство, поскольку на помощь княжеской власти никак не мог рассчитывать. Он поселился при соборной церкви и, прежде всего, занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним. Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.
Однажды он был избит язычниками и изгнан «вон из града», однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил «церковь малу» Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам христианства и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало крещение. По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.
Но неприязнь местного населения к просветителю росла. Как только проповедник опять попытался обосноваться в городе, на него язычники «устремишася»: одни «с оружием, а друзии с дреколием». В конце концов, «невегласи» убили Леонтия в 1073 г. по указанию арбуев (волхвов).
Епископ Ростовский Исайя (умер 15 мая 1090), преподобный, причислен к лику святых, ученик Феодосия Печерского, епископ Ростовский и Суздальский, не позднее 1077-78 гг. занял
Навигация (1/2): далее >
0 0 0
Комментарии (4)
Рыбаков правильно подметил,что в Византийских летописях нет НИЧЕГО о крещении Руси Владимиром.Владимир лишь положил начало крнца эпохи двоеверия.И Владимирово крещение было уже третье по счёту.Так вот первое ,Аскольдово крещение можно условно признать насильственным.Аскольд вынужден был вести переговоры с Византией на фоне неудавшегося похода на царьград.Напомню Русский флот тогда разметало штормом.И вот об этом крещении Византийцы пишут,и пишут много.Со свойственной им лукавостью тут же приписывают гибель Русского флота императору который макнул в воду пояс богородицы,демонстрируют Аскольду несгораемую библию и т.д.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Флибустьеры
Грабь корабли! Побеждай монстров! Создавай уникаль...