🧙Конкурс сказок!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
(OFF) Lutobor (B) 21 фев 2012

Крещение Руси (ч.1). Насильственно?

«Все жертвы религиозных преследований
за все тысячелетие русского православия –
едва половина парижской Варфоломеевской ночи,
одни сутки альбигойской войны,
или один месяц драгоннад Людовика XIV.
А все русские костры за тысячу лет –
это три-четыре аутодафе Мадрида...»

В.Д. Иванов. Русь изначальная.


Крещение – политическая, а не религиозная реформа.

Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия, как во внутренней, так и во внешней политике. В крамольной былине была подробно рассмотрена истинная причина принятия христианства, скрытая от глаз непосвященных, теперь рассмотрим причины, которые двигали Владимира пойти на поводу у жрецов-крамольников и провести реформу Крещения Руси. Именно РЕФОРМУ, поскольку ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно краткой характеристикой, то точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в ортодоксию, а ортодоксальную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии. Однако растущее и уже довольно мощное древнерусское государство, неоднократно успешно воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли. Точка зрения Владимира и его окружения была иной.
Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого ему требовалась религия, сумевшая бы подкрепить его сакральное право на Великокняжеский стол и духовно поддержать энергичное проведение феодальной реформы и связанные с ней глубокие преобразования. Именно эту реформу «односторонне и ограниченно» называют нередко «Крещением Руси».
Как известно проблему своего права на престол Владимир (был незаконнорожденным сыном Святослава) поначалу пытался решить путем унификации язычества, введения иерархии всех основных племенных богов. Любой приехавший издалека мог видеть, что в столице почитаются не только свои, киевские, боги, но и бог его племени. Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов, остатки которого уже в наше время обнаружили археологи. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский дружинный бог громовержец, Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер.
Но эта затея провалилась, вскоре выяснилось, что дорога, по которой он столь успешно двинулся вперед, на самом деле вела в тупик. Тому были две серьезные причины. Во-первых, естественно феодализация Руси началась не с Крещения Руси, а намного раньше (как и христианизация)! Постепенно земледелие становилось важной основой хозяйства, что вызывало дележку земли (благо у славян земли вдоволь!), шло разделение труда, вызвавшее распад рода на сословия жрецов и волхвов, ратников и купцов, ремесленников и крестьян. Началось проникновение от соседних арийских народов традиций земледельческого язычества: идолопоклонства, жертвоприношений и многобожия (людям арийской и некоторых других культур (японцам, н-р) свойственно древних предков – обожествлять и возводить свой род к богам!). Феодализация явно стала видна у славян в конце IX века, когда славянские племена ушли от солнечного язычества – Правьславной Веры древних славян к земледельческому (арийскому) язычеству, и сойти с этого пути они уже не смогли!
Во-вторых, языческая земледельческая религия и после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых производственных отношений зародившегося, на основе этого самого земледельческого язычества, феодализма. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Старое (арийское) язычество этого дать не могло, оно регулировало взаимодействие Человека и Природы, в то время как христианство – отношения между людьми, сословиями и классами! А «это» лежало, по существу, готовым в Византии.

Естествен вопрос: как шло распространение христианства? Не встречал ли этот процесс сопротивления? Подчеркнем еще раз, что он был внутренним делом Киевской Руси. Преобразования осуществлялись по указанию великого князя и его ближайшего окружения, как бы «правительства». Внешнего, насильственного напора страна не испытывала. Кроме того следует помнить, что население было знакомо с христианством уже многие века, христианство к 988 году уже не было чужим для Руси: в древнерусских городах существовали маленькие христианские общины, на Руси действовали христианские миссии, строились церкви, христиан было немало в княжеской дружине, и прежде всего среди купечества. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена еще во время княжения Ольги, бабушки Владимира, которая первой из верховных правителей Киевской Руси приняла христианство (если не считать легендарных сведений о крещении Аскольда и Бравлина). Все вышеперечисленное способствовало утверждению новой религии и не стало шоком для подданных князя Владимира.
Как и при всяком кардинальном преобразовании, новое, прогрессивное наталкивалось на сопротивление старого, отжившего. Поэтому полезно обсудить, кому это новое было выгодно, а кому нет.
Князь только выигрывал – если раньше он просто был выборным главой племенного союза, то теперь его власть была освящена, «дарована богом». Ближайшее окружение Владимира не несло никакого имущественного или иного ущерба. То же можно сказать и о дружине. Перед теми, кто занимался торговлей с Византией, реформа открывала новые возможности. Если прежде на торговых площадях заморских стран они были «варварами», «скифами», то отныне в Византии и Европе – уважаемыми единоверцами, а на мусульманском Востоке – представителями одной из монотеистических религий. Рядовые общинники, пока процесс феодализации еще не набрал силу, тоже особенно не страдали. Рабам христианство обещало свободу. Как известно, в Древней Руси рабство было домашним (патриархальным) и временным, рабов не использовали в производстве, но они составляли заметный слой общества, поскольку русы постоянно вели войны с соседними инородцами. (Некоторые исследователи полагают, что на Руси широко распространена была работорговля, русы продавали друг друга в рабство, поскольку даже сегодня в английском, немецком и французском языках понятие «раб» обозначается словом «славянин», поскольку рабы-славяне очень ценились на невольничьих рынках. Подобные утверждения относятся к западным (антам), а не к восточным славянам (русам), и то западные славяне попадали в рабство в результате постоянных кровопролитных войн с германцами и междоусобиц, русы же были непокорны, бойцы из Киевской земли упомянуты в «Песни о Нибелунгах» 22:4-5). Рабство не свойственно феодализму, и Церковь резко выступала против него, особенно против работорговли, когда своих соплеменников продавали «в поганые». Рабства как такового на Руси не было, но даже временное патриархальное рабство было отменено Церковью.
Кто терял все, так это языческие волхвы. Влиятельное волховское сословие, которое консолидировал и укрепил сам Владимир, и которое стало посягать на его власть, вдруг становилось никому не нужным.

История распространения христианской религии, в самом деле, дает определенные поводы считать его насильственно утвержденным. Взять хотя бы так называемое крещение языческих племен Прибалтики крестоносцами. Здесь действовали просто: выступало рыцарское войско, разбивало отряды сопротивлявшихся, захватывало земли, возводило на них свои замки, превращало свободное население в крепостных и придавало этому разбою «приличный» вид, крестив оставшихся в живых. Однако очевидно, что дело здесь было вовсе не в крещении, а в захвате земель. Аналогично крестили аборигенов испанцы в Америке.
Процесс христианизации Руси протекал постепенно и, по современным оценкам, в основном занял приблизительно 100 лет (но это самый активный этап, а вообще христианизация началась еще в 6 в. и продолжалась до 15 века включительно!). С учетом размеров страны это очень малый срок: крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет. При этом оба норвежских конунга-христианизатора Олаф I Трюггвасон и Олаф II Святой пали от рук народа не желавшего отречься от религии предков. Но ничего подобного не было на Руси, где события развивались иначе и в противоположном, если можно так выразиться, направлении.
Не смотря на то, что Византия и Русь преследовали противоположные цели (как говорилось выше), судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира. В 986 году византийский император Василий II потерпел жестокое поражение в войне и едва спасся, а в 987 году к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся византийский военачальник Варда Фока и объявил себя императором. В этом безвыходном положении Василий II просит помощи у киевского князя Владимира. Тот согласен предоставить военную помощь и тем самым сохранить трон Василия II, но выдвигает жесткие условия: крещение Руси происходит, образно говоря, «по киевскому сценарию»; Владимир получает в жены сестру императора и тем самым становится «своим» среди верховных правителей Европы. Деятельность Владимира по праву можно сравнить с реформами Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир также преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями.
Император вынужден согласиться. То была большая дипломатическая победа Владимира. Княжеское войско (6 тысяч воинов) помогло разбить Фоку, и Василий II остается на престоле.
Наступает 988 год, а с ним начинается и крещение Руси, однако Василий II нарушает данное им слово – приезд его сестры Анны в Киев задерживается. Владимир действует решительно: осаждает Корсунь (современный Херсонес в Крыму) – важный опорный пункт Византии на Черном море.
А.К.Толстой, обладавший отменным чувством юмора, так описывает осажденных византийцев:
Увидели греки в заливе суда,
У стен уж дружина толпится,
Пошли толковать и туда и сюда:
«Настала, как есть, христианам беда,
Приехал Владимир креститься!»
Корсунь капитулирует, Владимир грозится перенести военные действия на территорию Византии. Теперь вынужден капитулировать и Василий II. Судьбу Анны оплакивают в Константинополе целую неделю, и нетрудно вообразить, с какими мыслями отправляется она после этого к Владимиру. По версии Н. Н. Никитенко о заключении династического брака князя Владимира и царевны Анны рассказывают светские фрески двух лестничных башен Софии Киевской, ведущих на княжеские хоры. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.
Любители порассуждать о «насильственном крещении» могут на этом примере убедиться, что насилие действительно имело место. Сохраняя интонацию А.К.Толстого, можно иронически сказать, что древнерусское войско, разбив византийцев, заставило их окрестить себя (эту мысль необходимо запомнить, поскольку мы к ней обязательно вернемся).

Вопрос насильственного крещения Руси далеко не новый, его отголоски звучали еще в работах ученых «царской» России. Особую актуальность он приобрел в советское время, в период активной антирелигиозной, в первую очередь антихристианской, деятельности различных союзов воинствующих безбожников и прочих, подобных структур. Так, в изданной в 1930 году книге «Церковь
Навигация (1/2): далее >

Комментарии (2)

Тема перенесена Lutobor из ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... в ВЕЧЕ (22 мая 2013)
Тема перенесена Lutobor из ВЕЧЕ в ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ... (28 июл 2013)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ...
Флибустьеры
Грабь корабли! Побеждай монстров! Создавай уникаль...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play